Правила водоснабжения и водоотведения нормы расчет баланса

Правила водоснабжения и водоотведения нормы расчет баланса

Сфера влияния нормативного документа

«Правила холодного водоснабжения и водоотведения» – таково полное название документа, утвержденного 29.07.2013 г. за N 644. Последняя редакция – апрель 2018 г., изменения и дополнения действуют с 12.04.2018 г.

Правила определяют отношения абонентов (потребителей услуг) и организаций, их поставляющих, на основе заключения обязательных договоров.

В документе рассматриваются также:

  • потребители услуг – физические лица, бюджетные организации, предприятия и т.д.;
  • алгоритм подсоединения объектов к ЦС (центральным системам);
  • учет отпущенной воды, учет отведенных стоков, качество контроля;
  • потребители, которые обязаны учитывать сброс стоков в ЦС измерительными приборами;
  • расчет компенсации за сброс чрезмерно загрязненных стоков, порядок информирования об изменении их состава и свойств (подача деклараций);
  • нормативы, механизм наблюдения за их использованием на практике, определение размера сверхнормативной платы;

Должен быть продуман и обеспечен, а в случае необходимости создан доступ к водопроводным и канализационным коммуникациям абонента, к точкам отбора воды и стоков на пробу.

(с изменениями на 29 августа 2018 года)

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7358;

2012, N 53 (часть 1), ст.7614; ст.7616; ст.7643; 2013, N 19, ст.2330; N 30 (часть 1), ст.4077), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 20, ст.2500; N 32, ст.4306).

2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (далее — органы регулирования тарифов, регулируемые организации соответственно).

3. Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение и транспортировку сточных вод рассчитываются в виде одного из следующих вариантов:одноставочных;двухставочных;многоставочных тарифов (дифференцированных по объемам потребления воды).

4. Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

, (1.1)

где: — объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс.куб.м; — расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс.куб.м.

Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения; — планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс.куб.м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

— темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1140 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст.302;

6. Объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения.

7. Объем потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2015 года приказом ФСТ России от 24 ноября 2014 года N 2054-э.

Канализационная система

8. Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

9. В случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов, определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года N 776 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст.4696) и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

10. Расчетный объем сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, определяется отдельно для поверхностных сточных вод и других категорий сточных вод (хозяйственно-бытовых, производственных или промышленных сточных вод).

11. Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2015 года приказом ФСТ России от 24 ноября 2014 года N 2054-э.

12. В случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее — выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

13. Тарифы на подвоз воды рассчитываются методом экономически обоснованных расходов (затрат). При расчете тарифов на подвоз воды учитываются расходы на забор и водоподготовку или покупку воды и расходы на транспортировку воды.

14. При расчете необходимой валовой выручки доходы регулируемой организации от платы за подключение (технологическое присоединение) и расходы, связанные с подключением объектов заявителей к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, учитываются отдельно. При расчете доходов от платы за подключение (технологическое присоединение) не применяются методы расчета необходимой валовой выручки в соответствии с главами IV-VII настоящих Методических указаний.

Доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

Как составить баланс?

Расчет баланса водопотребления и жидкости, уходящей из стоков, позволяет определить сумму выплат по квитанциям.

Баланс водопотребления и водоотведения помогает при проектировании системы водопровода и канализации. Благодаря этому можно разобраться с такими вопросами:

  • получение одобрения на присоединение подключаемого индивидуального контура к системе центрального водоснабжения;
  • выбор водопроводной трубы и материала для стока жидкости;
  • расчет различных параметров проектируемого контура: длину труб, диаметр, их количество, расстояние от здания до системы и другие параметры;
  • получение лицензии на потребление воды;
  • заключение соглашения второго порядка.

Специалистами была разработана специальная балансовая таблица, в которой приведены все примеры и нормы водопотребления и отведения воды. Образец балансовой таблицы можно взять в водоканале. Единой формы нет, но обычно у организации имеется свой разработанный экземпляр. Балансовую таблицу также можно посмотреть на официальном сайте Водоканала соответствующего региона.

Чтобы рассчитать баланс водопотребления и отведения, нужно учесть все приборы, подающие воду. От этого зависит точность результатов. Пример: на мытье в душе расходуется меньше жидкости, чем на ту же процедуру, но совершаемую в ванне.

Расчет также строится, исходя из того, сколько человек проживает в частном доме. Во время заполнения таблицы учитываются все эти моменты. Только так можно получить достоверные данные.

Если используется система индивидуального водоснабжения для жилого помещения, а также потребители пользуются горячей водой центрального водоснабжения, то норма расходования увеличивается в разы.

Расчет баланс водопотребления и водоотведения, форма которого есть в каждой соответствующей организации, можно заказать у специалистов Водоканала. Они без труда выполнять расчет количества потребляемой воды и жидкости, уходящей через стоки проектируемого контура. Это не только избавит от лишних хлопот, но еще и будет гарантией отсутствия придирок при заключении договора.

Составляя соотношение самостоятельно подключаемого контура водоснабжения и водоотведения, следует опираться на СНиП от 2 апреля 2001 года. Учитывается вся вода, потребляемая за сутки, — для личных нужд, наполнения бассейна, орошения растений и так далее.

Для объектов промышленного и любого значения легко составить баланс, но здесь, выполняя проект, следует учитывать, что размер стоков будет значительно больше, чем в частном доме.

Инструкция для расчёта водохозяйственного баланса

Расчет соотношения объемов водопотребления и сточных вод производится для каждого объекта индивидуально с оценкой его специфики.

Во внимание берется назначение здания или помещения, численность будущих пользователей, минимальный (максимальный) предполагаемый расход воды для хозяйственно-бытовых или производственных нужд. Вода учитывается вся — питьевая, техническая, ее повторное использование, отработанные стоки, ливневый сброс в канализацию.

Цели и задачи, решаемые составлением баланса:

  1. Получение разрешения на водопотребление и водоотведение при подключении к централизованной системе;
  2. Выбор водопроводных и канализационных труб оптимального диаметра;
  3. Расчет других параметров – например, мощности погружного насоса, если речь идет об использовании в частном домовладении скважины;
  4. Получение лицензии на право пользования природными ресурсами (актуально опять же для вышеописанного примера – собственного независимого источника воды);
  5. Заключение договоров второго порядка – допустим, вы арендуете площадь в офисном центре, абонентом горводоканала является собственник здания, а все арендаторы получают воду из его (собственника) водопровода и в его же канализацию сбрасывают стоки. Следовательно, платить надо собственнику здания.

Водохозяйственный баланс представляет собой таблицу, в которой приведено соотношение используемой воды и отводимых стоков за год. Единой утвержденной на федеральном уровне формы такой таблицы не существует, но инициатива не запрещена, и водоканалы предлагают свои образцы заполнения для клиентов.

В общих чертах составление водохозяйственного баланса для небольшого предприятия будет выглядеть так:

  • Шаг 1. Заносим в первые три столбца потребительские группы с нумерацией, наименованием и количественной характеристикой.
  • Шаг 2. Ищем нормативы по каждой группе на водопотребление, пользуясь внутренними техническими регламентами (по эксплуатации санузлов и душевых), справками (из отдела кадров о численности персонала, из столовой о количестве блюд, из прачечной об объемах стирки), СНиП 2.04.01-85 – «Внутренний водопровод и канализация зданий».
  • Шаг 3. Рассчитываем общее водопотребление (куб.м/сутки), определяем источники водоснабжения.
  • Шаг 4. Вносим данные по водоотведению, отмечая отдельно безвозвратные потери (полив газонов, вода в бассейне и прочее, что не уходит в канализацию).

В итоге обоснованная разница между водоотведением и водопотреблением может составить 10-20%. Величиной до 5% пренебрегают, как правило, и считают, что слив в канализацию равен 100%.

Пользователям сейчас совсем не обязательно искать пример заполнения формы, выискивать образец расхода воды и рассчитывать баланс. Все это сделают за гражданина приборы индивидуального учета, если их включить в проект системы водоснабжения. Теперь установка счетчиков – обязательная процедура для всех пользователей водой.

Принимаются показания только исправных счетчиков, на которых установлена заводская пломба. По истечению определенного срока счетчики потребления воды снимаются и отправляются на повторную опломбировку. Пользоваться показаниями для оплаты коммунальных услуг можно только при наличии соответствующего документа.

Взаимосвязь потребителей воды и поставщика услуги

Оплата по счетчику не вызывает никаких проблем. Нужно снять показания с прибора индивидуального учета и заполнить платежку. Далее из текущих показаний следует вычесть предыдущие данные. Разница умножается на тариф. Расчет выполняется отдельно для горячей и холодной воды. Сумма складывается – это и есть те денежные средства, которые перечисляются на счет Водоканала.

Гражданам, у которых нету счетчиков учета водоснабжения, придется платить по установленным нормам. Это получается в несколько раз дороже, чем по счетчику.

Составление проект системы водоснабжения – ответственное мероприятие, требующее определенных профессиональных навыков, поэтому заказать его рекомендуется у квалифицированных специалистов.

Читать далее: Неисправности проточных водонагревателей их устранение. Ремонт бойлера своими руками: возможные неисправности и инструкции по их устранению

По отраслевым методикам должны разрабатываться в отраслях промышленности научно обоснованные индивидуальные нормы и нормативы водопотребления и водоотведения с учетом качества потребляемой и отводимой воды для предприятий и объединений, на основе которых будут рассчитываться укрупненные /средневзвешенные/ нормы и нормативы водопотребления и водоотведения с учетом потребляемой и отводимой воды в отраслях промышленности.

Индивидуальные нормы и нормативы предназначены для:- определения плановой потребности в воде на предприятии /объединении*/;- установления лимитов отпуска воды и сброса сточных вод по предприятиям /объединениям*/;- использования при проектировании систем водоснабжения и канализации предприятий;- контроля за использованием воды и сбросом сточных вод на предприятии /объединении*/.

— составления прогнозов водопотребления и водоотведения по отраслям промышленности.Индивидуальные и укрупненные нормы водопотребления и водоотведения разрабатываются по двум уровням прогрессивности — балансовому и оценочному [8].Нормы и нормативы первого уровня прогрессивности являются балансовыми, регламентирующими водопотребление и водоотведение в конкретных условиях предприятия, объединения, отрасли с учетом внедрения плановых организационно-технических мероприятий.

Главной задачей этих норм и нормативов является определение потребности в водных ресурсах предприятий, объединений и разработки лимитов водопотребления и водоотведения.Нормы и нормативы второго уровня прогрессивности водопотребления и водоотведения разрабатываются с учетом реализации на данном предприятии лучших достижений отечественных и зарубежных предприятий по совершенствованию технологических процессов, оборудования, систем водоснабжения и канализации, т.е.

— основные понятия, определения и классификацию норм и нормативов, методы их расчета;- определение удельных капитальных вложений и текущих затрат на совершенствование систем водоснабжения и канализации;- определение влияния затрат на мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов на технико-экономические показатели работы предприятий, объединений, министерств;

Расчет параметров сантехники

— рекомендации по разработке оргтехмероприятий по рациональному использованию водных ресурсов и порядок планирования их экономии;- показатели использования водных ресурсов;- вопросы нормирования водопотребления и водоотведения в условиях действия автоматизированной системы нормативов /АСН/.Методические указания предназначены для планово-экономических и технических служб министерств, ведомств СССР и союзных республик, отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций в качестве руководства при разработке отраслевых методик по нормированию водопотребления и водоотведения в промышленности, а также для разработки норм и нормативов до утверждения отраслевых методик.

Методические указания разработаны под научным руководством к.э.н. Комендо Л.Я., к.э.н Войтухова Е.Г.

Бабич Б.И., начальник подотдела Отдела охраны природы Госплана СССР

Бобровников В.Л., главный специалист Отдела охраны природы Госплана СССР

Марков В.А., начальник подотдела Отдела охраны природы Госплана СССР /раздел 10/

Бирюков Н.И., ст. научн. сотр., к.т.н. /ответственный исполнитель работы, разделы 1, 2, 11/

Блахнов Л.Н., ст. экономист /раздел 11, подготовка материалов к разделу 3/

Войтухов Е.Г., зав. отделом, к.э.н. /разделы 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11/

Волощенко С.И., и.о. зав. сектором, к.э.н. /ответственный исполнитель работы, разделы 3, 4, 6, 8/

Вернигора В.Н., зав. отделом АСН /раздел 10, приложения 4-12/

Ивженко Т.П., инженер /подготовка материалов к разделам 3, 8, 9/

Комендо Л.Я., директор Филиала НИИПиН, к.э.н. /разделы 1, 3, 6, 8, 11/

Корженевская А.И., ст. экономист /разделы 4, 6/

Пршедромирская Е.М., ст. научн. сотр. к.т.н. / раздел 10, приложения 4-12/

Парамонова И.В., ст. экономист /подготовка материалов к разделам 2, 3, 4/

Фролова А.С., ст. экономист /разделы 3, 6, 8/

Черкасская Л.Я., инженер /подготовка материалов к разделам 2, 3, 9/

В разработке разделов 3.3, 3.8, 3.12, 11 приняли участие работники ВНИИВодгео Госстроя СССР: д.т.н. Гладков В.Л., Катюшина Г.Н.

В разработке разделов 3.3, 3.11, 3.12, 4, 8, 9, 11 приняли участие работники ВНИИЭУВХ Минводхоза СССР: к.э.н. Паписов В.К., Униговский Э.Х., к.т.н. Алексеев Л.С., Антонов А.Г., к.э.н. Баранова В.В., к.т.н. Гаспарян Л.Р., Лупичева С.А., Меркулова И.И., к.т.н. Синельников В.А., Соколова С.А.

Приложение 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

В каждом регионе действуют свои нормы расхода воды (питьевой, на санитарно-гигиенические нужды, в быту и хозяйстве). Объясняется это разным географическим положением, погодными факторами.

Возьмем суточные нормы объемных параметров водопотребления и водоотведения, распределенные на нужды в хозяйстве и быту. Не забудем о том, что они одинаковы по поставке и отведению воды, но зависят от того, насколько жилище благоустроено.

Нормативные значения потребления воды:

  • с уличной водоразборной колонкой – от 40 до 100 л на человека;
  • жилой дом квартирного типа без ванн – 80/110;
  • то же с ваннами и газонагревателями – 150/200;
  • с централизованным холодным и горячим водоснабжением – 200-250.

Для ухода за домашними животными, птицей тоже есть нормы потребления воды. В них включены расходы на уборку загонов, клеток и кормушек, кормление и т.п. На корову предусмотрено 70-100 л, лошадь – 60-70 л, свинью – 25 л, а на курицу, индейку или гуся – всего лишь 1-2 л.

Есть нормы на эксплуатацию автотранспорта: тракторная техника – 200-250 л воды в сутки, автомобиль – 300-450. Положено планировать расход воды на пожаротушение для всех зданий и построек, независимо от эксплуатационного назначения. Даже для садовых обществ нет исключения: норма расхода воды для тушения огня снаружи – 5 литров в секунду на протяжении 3-х часов, внутреннего возгорания – от 2 до 2,5.

Воду на пожаротушение берут из водопровода. На водопроводных трубах в колодцах ставят пожарные гидранты. Если это технически неосуществимо или нерентабельно, то придется позаботиться о резервуаре с запасом воды. Эту воду запрещается направлять на другие цели, срок восстановления запаса в резервуаре – три дня.

Расход поливной воды в сутки: 5-12 л/м2 для деревьев, кустарников и прочих насаждений в открытом грунте, 10-15 л/м2 – в теплицах и парниках, 5-6 л/м2 – для газонной травы и клумб. В промышленности каждая отрасль имеет свои особенности нормирования потребления воды и отвода отработанных стоков – водоемкими являются целлюлозно-бумажное производство, металлургия, нефтехимия, пищевая индустрия.

Основное назначение нормирования – экономически обосновать нормы потребления воды и отвода в целях рационального использования водного ресурса.

1. ГОСТ 17403-72. Гидрохимия. Основные понятия. Термины и определения.

2. ГОСТ 19179-73. Гидрология суши. Термины и определения.

3. ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения.

4. ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.Однако в указанных ГОСТах по отдельным терминам и определениям дана неоднозначная их трактовка. В связи с этим в приложении «Методических указаний…» приведены термины и определения основных понятий, рекомендуемые к использованию при разработке отраслевых методик. Кроме того, в указанном приложении сформулированы термины и определения, относящиеся непосредственно к нормированию и планированию водных ресурсов.

Основные направления, по которым разрабатываются мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов, приведены в разделе 4 настоящих «Методических указаний…»Особенностью мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов является то, что внедрение на конкретном предприятии, объединении может ухудшать их хозрасчетные технико-экономические показатели, повышая эффективность общественного производства в других звеньях народного хозяйства.

«Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений» [23], «Методика /Основные положения/ определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений» [24], а также утвержденными отраслевыми методическими указаниями и инструкциями, разработанными на основе указанных материалов.

Эффективность мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов при строительстве предприятий, расширении производственных мощностей и вовлечении в народнохозяйственный оборот новых природных ресурсов исчисляется на основе «Типовой методики определения эффективности капитальных вложений».Эффективность мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов, предусмотренных заданиями по созданию и внедрению новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, включаемых в планы развития науки и техники на всех уровнях управления народным хозяйством, рассчитывается по «Методике /Основным положениям/ определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений».

При выполнении расчетов по указанным методикам необходимо соблюдать народнохозяйственный подход к определению эффективности мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов, в частности, требуют уточнения формулы расчета приведенных затрат, годового экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений в части учета в них изменений затрат по направлениям:

Таблица расчета баланса

совершенствования технологии производства; систем водоснабжении и канализации, включая регулирование и переброску стоков рек; уменьшения ущерба народному хозяйству от сброса загрязненных стоков, а также эффекта от утилизации данных веществ из сточных вод.В соответствии с этим в приложении 3 настоящих «Методических указаний…

Приложение 1

Разработка вопросов методологии нормирования водопотребления и водоотведения требует единообразного понимания применяемой терминологии. С этой целью рекомендуется использовать следующие термины и определения основных понятий, относящиеся к решению указанной проблемы в отраслях промышленности.

1. Ассимилирующая способность водного объекта* способность водного объекта принимать определенную массу веществ за единицу времени без нарушения норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
2. Бассейн водоем, совокупность притоков данной реки, озера и т.п., а также площадь стока поверхностных и подземных вод в данный водоем.
3. Безвозвратное водопотребление водопотребление без возврата воды в водный объект, включающее использование воды в качестве составляющей готового продукта.
4. Безвозвратные потери воды испарение, унос, естественное испарение, транспирация, фильтрация и др.
5. Вода добавочная вода, подаваемая в систему оборотного водоснабжения из природного источника или очищенная сточная вода, подаваемая для восполнения потерь на продувку, капельный унос, испарение и др.
6. Вода продувочная вода, сбрасываемая из системы оборотного водоснабжения и заменяемая добавочной водой для поддержания солевого состава оборотной воды и загрязнений органического характера на определенном уровне.
7. Вода питьевая вода по своему качеству, отвечающая требованиям ГОСТ 2874-73, предназначенная для хозяйственно-питьевых целей, но может использоваться в исключительных случаях и на производственные нужды, где по требованиям производства не может применяться техническая вода.
8. Вода техническая свежая вода природного источника, подаваемая для производственных целей /очищенная или неочищенная/.
9. Водные ресурсы* запасы поверхностных и подземных вод какой-либо территории.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19179-73 [9].
10. Водный кадастр* систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19179-73 [9].
11. Водный объект* сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19179-73 [9].
12. Водное хозяйство* отрасль науки и техники, охватывающая учет, изучение, использование, охрану водных ресурсов, а также борьбу с вредным действием вод.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19185-73 [11].
13. Водовод* гидротехническое сооружение для подвода и отвода воды в заданном направлении.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19185-73 [11].
14. Водоотведение (оброс сточных вод) удаление сточных вод за пределы населенного пункта, предприятия и других мест использования. В объем водоотведения входит суммарное количество всех видов сточных вод, отводимых непосредственно в водоемы (водоисточники), подземные горизонты и бессточные впадины на очистку, а также передаваемых на очистку другим организациям и т.п.
15. Водоохранный комплекс* система сооружений и устройств для поддержания требуемого количества и качества воды в заданных створах или пунктах водных объектов.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
16. Водопользование* использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
17. Водопотребление* потребление воды из водного объекта или систем водоснабжения.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
18. Водоснабжение процесс забора воды из источника, ее очистки, обработки и подачи ее потребителям.
19. Водохозяйственная система* комплекс взаимосвязанных водных объектов и гидротехнических сооружений, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
20. Водохозяйственный баланс соотношение прихода и расхода воды с учетом наличия и степени ее использования, изменения ее запасов за выбранный интервал времени для рассматриваемого объекта.

Примечание. Водохозяйственные балансы составляются по бассейнам, экономическим районам, союзным республикам и Союзу ССР.

21. Вторичное загрязнение природных вод* загрязнение природных вод в результате превращения внесенных ранее загрязняющих веществ.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17403-72 [12].

22. Загрязнение природных вод* процесс изменения состава и свойств природных вод в результате деятельности человека, приводящей к ухудшению качества воды для водопользования.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17403-72 [12].

23. Загрязненные сточные воды воды, которые в процессе их использования загрязняются различными компонентами и сбрасываются без очистки, а также сточные воды, проходящие очистку, но степень очистки которых ниже нормативов качества воды в расчетном створе водного объекта, установленных «Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» [4], и сброс которых вызывает нарушение этих нормативов.
24. Загрязняющее воду вещество* вещество в воде, вызывающее нарушение норм качества воды.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].

25. Замыкающий створ* нижний створ на реке, ограничивающий рассматриваемый бассейн.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 19179-73 [9].

26. Засорение вод* накопление в водных объектах посторонних предметов.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].

27. Искусственное пополнение запасов подземных вод* направление части поверхностных вод в подземные водоносные горизонты.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].

28. Источники загрязнения вод* источник, вносящий в поверхностные или подземные воды загрязняющие воду вещества, микроорганизмы или тепло.
________________

* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].

29. Истощение вод* уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод.

Примечание. Минимально допустимым стоком является сток, при котором обеспечивается экологическое благополучие водного объекта и условия водопользования.

________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
30. Канализация* отведение бытовых, промышленных и ливневых вод.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19185-73 [11].
31. Качество воды характеристика состава и свойств воды.
32. Коэффициент неравномерности расхода воды /сброса сточных вод/:
— сезонной неравномерности отношение максимального месячного расхода воды за сезон /лето, зима/ к среднемесячному расходу воды за год;
— часовой неравномерности отношение максимального часового расхода воды к среднечасовому за сутки; этот коэффициент исчисляется обычно для суток с наибольшим расходом воды в течение года.
33. Лимитирующий признак вредности вещества в воде* признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
34. Минерализация воды* сумма всех найденных при химическом анализе воды минеральных веществ, обычно выражающаяся в мг/л и г/кг.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17403-72 [12].
35. Нерегулярный или залповый сброс сточных вод сброс, который производится предприятием, организацией или учреждением путем одновременного выпуска сточных вод в водный объект, образовавшихся в результате постепенного их накопления в прудах-отстойниках или прудах-накопителях, а также вследствие нарушения технологического режима, аварийных сбросов и т.п.
36. Норма состава сточных вод перечень и концентрация веществ в сточных водах, установленных нормативно-технической документацией /кроме попутно добытых шахтных и рудничных вод/.
37. Нормативно-очищенные сточные воды* сточные воды, отведение которых после очистки в водные объекты не приводит к нарушению норм качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
38. Нормативно-чистые сточные воды сточные воды, допустимые к сбросу без очистки /использование для охлаждения агрегатов и оборудования тепловых электростанций, для добычи полезных ископаемых с помощью драг, землечерпалок, землесосов, обогащения или сегрегации песка и других нерудных материалов и др./, отведение которых в водные объекты не приводит к нарушению качества воды в контролируемом створе или пункте водопользования.
39. Нормируемые потери воды часть воды, теряющаяся при осуществлении технологических процессов производства продукции или видов работ и непосредственно зависящая по своей величине от этих техпроцессов и от применяемых систем водоснабжения и канализации.
40. Нормы качества воды* установленные значения показателей качества воды по видам водопользования.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
41. Нормы охраны вод* установленные значения показателей, соблюдение которых обеспечивает экологическое благополучие водных объектов и необходимые условия для охраны здоровья населения и культурно-бытового водопользования.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
42. Обработка сточных вод* воздействие на сточные воды с целью обеспечения их необходимых свойств и состава.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
43. Охрана вод* система мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
44. Очистка сточных вод* обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
45. Поверхностный сток* сток, происходящий по земной поверхности.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 19179-73 [9].
46. Правила охраны вод* установленные требования, регламентирующие деятельность человека в целях соблюдения норм охраны вод.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
47. Предельная допустимая концентрация /ПДК/* концентрация вещества в воде, выше которой вода непригодна для одного или нескольких видов водопользования.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17403-72 [12].
48. Предельно-допустимый сброс вещества в водный объект /ПДС/* масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Примечание. ПДС устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.

________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
49. Регулярный сброс сточных вод сброс, который осуществляется предприятием, организацией или учреждением в водный объект изо дня в день в определенном количестве и определенной концентрации.
50. Самоочищение природных вод* совокупность всех природных процессов в загрязненных водах, направленных на восстановление первоначальных свойств и состава воды.
________________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17403-72 [12].
51. Система водоснабжения и канализации совокупность сооружений и оборудования, обеспечивающих получение воды из природного источника, очистку и подачу воды потребителям и отведение от них сточных вод, их очистку и сброс в водоем или водоток. Системы водоснабжения различаются по способу /кратности/ использования воды;

— прямоточная — с однократным использованием воды;

— оборотная — с многократным использованием воды в одном и том же производственном процессе или агрегате;

— с последовательным использованием воды — использование воды многократно в нескольких производственных процессах или агрегатах без какой-либо ее обработки и с конечным сбросoм в канализацию;

— с повторным использованием воды — использование воды многократно в нескольких производственных процессах или агрегатах со сбросом в канализацию и с соответствующей промежуточной обработкой /очисткой/ и/или/ охлаждением.

52. Состояние водного объекта характеристика водного объекта по совокупности его количественных и качественных показателей применительно к видам водопотребления или водопользования.

Примечание. К количественным и качественным показателям относятся: расход воды, скорость течения, глубина водного объекта, температура воды, pH, БПК и др.

53. Сточная вода шахтная и рудничная шахтные, карьерные воды и вода от осушения шахтных полей — природные попутно добытые воды /поверхностные или подземные/, изменившие или не изменившие свой первоначальный состав или свойства в результате их пребывания в горных выработках, которые могут быть использованы для производственных целей и в этом случае классифицируются как свежая техническая вода /согласно п.8/ или отведены в водоем и в этом случае являются водой сточной.
54. Сточные воды* воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.
_______________
* Термины и их определения установлены ГОСТом 17.1.1.01-77 [10].
55. Тепловое загрязнение вод поступление тепла в водный объект, вызывающее нарушение норм качества воды.
56. Удельный сброс загрязняющих воду веществ количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в водоем при производстве единицы продукции /вида работы/.

Читать далее: Расчет отопления по площади помещения

Смысл баланса систем водопотребления и отвода

Чтобы в совершенстве разбираться в тонкостях водоснабжения и отвода стоков с точки зрения правил, надо быть специалистом с профильным образованием. Но общая информация нужна каждому для понимания того, сколько мы получаем воды и сколько за нее платим.

Экономное потребление воды и доведение удельного расхода до уровня истинных потребностей – не взаимоисключающие понятия, и к этому стоит стремиться.

Баланс водопотребления и водоотведения

Балансовая схема водопотребления и водоотведения (пример).

Для чего нужен расчет отношения объемов потребления воды к объему уходящей в канализационные стоки, вряд ли кто точно скажет. Поэтому важно рассмотреть все по порядку. Во-первых, точный расчет баланса нужен для того, чтобы правильно сделать проектирование коммуникаций, которые в этом случае будут безукоризненно справляться как с поставкой необходимых объемов воды, так и с отводом отработанной и загрязненной воды посредством канализационных систем.

Во-вторых, таблица и расчет водопотребления будут полезными для того, чтобы сделать качественный расчет всех параметров прокладываемого трубопровода. Это и мощность, и геометрические, и физические параметры систем. Помимо этого, расчетная таблица систем водоснабжения поможет в выборе необходимого оборудования, погружного дренажного насоса, например, размер которого рассчитывается согласно диаметру скважины, если частный домовладелец решит устроить для своего участка независимый источник воды.

Но только в том случае, когда проектирование водоотвода касается централизованных коммунальных систем и, соответственно, подключения вашего объекта к ним. Без подготовленного баланса невозможно будет получить официальную лицензию на право пользования природными ресурсами, то есть водой, опять же поступающей из скважины, расположенной на вашем участке, то есть той, которая принадлежит лично вам.

К числу основных требований, предъявляемых к созданию нормативной базы, относится формирование нормативной информации с учетом ее обработки на ЭВМ в рамках создаваемых в народном хозяйстве автоматизированных систем управления /АСУ/. В связи с этим большое значение в совершенствовании нормирования имеет создание методических документов, ориентированных на широкое использование вычислительной техники, что и учитывалось при разработке данных «Методических указаний…».

Батареи

Большие объемы нормативной информации, сложность ее сбора и накопления, необходимость систематического ее обновления и обеспечения сопоставимости на всех уровнях планирования предопределяют решение вопросов по формированию норм водопотребления и водоотведения в условиях автоматизированной системы сбора, накопления и обновления нормативной информации /АСН/.

Целью создания автоматизированной системы норм и нормативов водопотребления и водоотведения является автоматизация расчетов нормативной информации, процессов ее сбора, накопления и обновления, а также своевременное и полное представление норм и нормативов для разработки текущих и перспективных народнохозяйственных планов при обеспечении прогрессивности их с учетом основных направлений научно-технического прогресса.

В соответствии с алгоритмами расчета, предложенными в настоящих «Методических указаниях…», в АСН будет осуществляться формирование нормативной информации по уровням управления, a также обмен необходимой информацией между отраслевыми и ведомственными системами.При этом основная работа по созданию системы норм и нормативов и, в частности, разработка индивидуальных норм и нормативов водопотребления и водоотведения выполняется на уровне предприятия.

На основе индивидуальных норм на уровне министерства /ведомства/ формируются средневзвешенные нормы в разрезе промышленных объединений и по министерству /ведомству/ в целом, которые передаются в Госплан СССР и госпланы союзных республик, а также Минводхоз СССР и союзных республик. На уровне Госплана СССР средневзвешенные нормы, полученные от министерств /ведомств/ и госпланов союзных республик, агрегируются в соответствии с требованиями задач АСПР, Минводхоз СССР агрегирует нормы по бассейнам рек.

Агрегирование норм водопотребления и водоотведения в АСН проводится в соответствии с требованиями того уровня планирования, на котором выполняются расчеты, т.е. в соответствии с номенклатурой продукции, используемой на уровне предприятия, промышленного объединения, министерства /ведомства/, Госплана СССР и госплана союзной республики. Это способствует обеспечению взаимосогласованности нормативной информации, используемой на различных уровнях планирования.

Особое значение при формировании норм водопотребления и водоотведения в министерстве /ведомстве/ уделяется сопоставительному анализу нормативной информации предприятий с наиболее прогрессивным нормами. Министерство /ведомство/, получая нормативную информацию от научно-исследовательских организаций и предприятий, ведет анализ поступающей информации.

Такой анализ нормативных данных предприятий неразрывно связан с разработкой мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов.Формируемая в АСН нормативная информация 2-х уровней прогрессивности обеспечивает неукоснительную сбалансированность ресурсов и стимулирует своевременное внедрение в производство достижений научно-технической революции, что позволит на уровне Госплана СССР определять научно обоснованные задания министерствам и ведомствам по снижению норм расхода водных ресурсов [8].

Требование прогрессивности нормативной информации, связанное с непрерывным совершенствованием технологии производства, методов организации труда, механизацией и автоматизацией производства, обусловливает постоянное изменение норм водопотребления и водоотведения, необходимость их систематического пересмотра.

Важное значение в связи с этим приобретает организация контроля за исполнением норм.При этом следует обеспечить контроль за динамикой изменения норм, сопоставление величины проектных норм и норм, применяемых при разработке народнохозяйственных планов, а также сопоставительный анализ норм с показателями фактического водопотребления и водоотведения.

Формирование норм водопотребления и водоотведения в условиях АСН должно производиться на основе следующих основных принципов*.________________* Техническое задание на создание комплексной автоматизированной системы сбора, накопления и обновления норм и нормативов, необходимых для планирования и управления народным хозяйством /комплексная автоматизированная система норм и нормативов — АСН/. М., НИИПиН, 1974.

1. Обеспечение единства научно-методической основы формирования нормативной информации.Предпосылкой для обеспечения методического единства в формировании норм водопотребления и водоотведения являются настоящие «Методические указания…», в которых изложены вопросы формирования норм прежде всего на уровне предприятия.

2. Обеспечение сквозного характера формирования норм от предприятия до Госплана СССР, с учетом возможности их агрегирования и дезагрегирования.В АСН предусматривается подготовка нормативной информации как для проведения расчетов на соответствующем уровне планирования, так и для сквозного формирования сопоставимой нормативной информации на единой методической основе.

Широкое применение вычислительной и организационной техники позволит снизить трудоемкость формирования нормативной информации в АСН и повысить ее достоверность. При этом вся информация должна быть закодирована с целью обеспечения переноса на машинные носители, последующей обработки ее на вычислительных машинах и передачи по каналам связи.

3. Обеспечение однократности формирования исходной нормативной информации, дальнейшая машинная обработка которой исключала бы необходимость перенесения ее вручную из одного документа в другой.

4. Обеспечение функционирования АСН по отклонениям, т.е. передача не всей информации, а только изменившейся.В условиях функционирования АСН выделяются 2 основных этапа формирования нормативных показателей.

2 этап включает расчеты:- удельных капитальных вложений и эксплуатационных расходов, необходимых для обеспечения внедрения прогрессивных норм и нормативов использования водных ресурсов;*

— изменения хозрасчетных показателей работы предприятий, объединений, министерств с учетом внедрения прогрессивных норм и нормативов использования водных ресурсов.*________________* Индивидуальных и укрупненных норм и нормативов.На первом этапе формирования нормативных показателей предусматривается только укрупнение в автоматизированном режиме норм и нормативов водопотребления и водоотведения по уровням управления министерство /ведомство/ — Госплан СССР /госпланы союзных республик/.

Это относится и к укрупненным расчетам удельных величин вредных веществ в сточных водах, а также показателей удельного «приведенного» стока.Расчеты индивидуальных норм и нормативов на уровне предприятия будут выполняться вручную, за исключением тех предприятий, которые уже освоили расчеты на ЭВМ.На предварительной стадии обработки информации с помощью ЭВМ производится моделирование процесса формирования норм водопотребления и водоотведения, включающее разработку методических приемов вычислений и последовательности выполнения всех расчетных и логических операций.

Изучаем правила

Согласно закону от 29.07.2013 г. за №644 (редакция декабрь 2016, изменения от 4.01.2017 г.) «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» существуют нормы потребления воды.

  1. Потребителями услуг являются физические, юридические лица, а также государственные предприятия.
  2. Рассматривается алгоритм присоединения к центральной системе.
  3. Правила учета полученной воды и отведения стоков.
  4. Указываются лица, которые должны следить за измерительными приборами.
  5. Особенности утилизации сильно загрязнённых стоков, порядок оформления и подачи декларации.
  6. Определяются нормативы по наблюдению и оплате.

При планировании и монтаже коммуникаций помните, что необходимо создать условия для быстрого доступа к приборам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top