Виды обогревателей и их особенности
Принцип работы самого обыкновенного обогревателя заключается в передаче тепла воздуху возле себя. Такими устройствами, типичными для применения в гаражах, долгое время были электроплитка, газовая плитка или печка-буржуйка. Это приборы и устройства так называемого прямого нагрева.
Сейчас можно приобрести обогреватели, которые превосходят указанные устройства по эффективности, простоте и безопасности использования. Рассмотрим подробнее, виды обогревателей, которые можно использовать в гараже.
Типичным представителем обыкновенных обогревателей является электрический масляный радиатор.
Упрощенно масляный обогреватель можно представить в виде герметичного контейнера, наполненного минеральным маслом. Внутри корпуса — контейнера установлен ТЭН, который нагревает масло. Нагреваясь ТЭН передает энергию маслу, оно корпусу, которых распространяет тепло в окружающем воздухе
Прибор не требует специального монтажа, обладает весьма простой конструкцией, редко ломается и можно обойтись без специальных решений для соответствия требованиям техники безопасности.
Выгодное отличие масляного радиатора по сравнению с обыкновенной электроплиткой заключается в большей площади нагревающей поверхности и, как следствие, – значительно большей теплоотдачей.
Масляные радиаторы давно используют при обогреве помещений разнообразного назначения, поэтому существует широкий выбор вариантов при покупке. Не составит труда подобрать прибор подходящей мощности.
Электронная панель масляного обогревателя с возможностью включения устройства в заданное время позволяет прийти уже в нагретый гараж
В первую очередь для использования в гараже необходимо наличие реостата, регулирующего температуру. При прогреве помещения можно включить радиатор на полную мощность, а для поддержания температуры – убавить до необходимых для этого значений. Не помешает наличие автоматической защиты от перегрева, а также датчик фиксирующий наклон устройства и отключающей его в случае опрокидывания.
Наличие термостата, определяющего наружную температуру, для гаража не является приоритетным. А вот оснащение таймером, позволяющим включать прибор по расписанию – очень удобная опция, если надо прогреть помещение гаража к утру.
Галерея изображенийФото из Масляный обогреватель – отличное решение проблем гаража, обеспечивающее быстрый нагрев и просушку помещения
Устаревшая модель, используемая некогда в квартире, отлично справится с возложенной задачей
Правда обычный комнатный обогреватель вряд ли подойдет для гаражей площадью более 30 м². Для этого потребуется прибор больших габаритов и эффективности
По принципу и подобию обогревателей заводского исполнения можно сделать самодельный агрегат. Главное учесть, что маслу при нагреве необходим резерв на расширение и подобрать подходящий ТЭН
Маслянный обогреватель для гаража
Переезд старого квартирного прибора
Обогреватель для технических помещений
Самодельный обогреватель из труб
Преимущества масляных обогревателей для гаража:
- дешево стоит;
- редко ломается;
- сложно повредить при ударе.
Веский плюс наполненных маслом приборов заключается в безопасности использования в техническом помещении, в котором хранятся и используются возгораемые вещества. Случайно задев его можно не опасаться, что треснет корпус, прольется масло и воспламениться имеющаяся в гараже ветошь, бумага и т.д.
В числе недостатков масляных приборов главенствующее место занимает тепловая инерция: радиатор должен сам нагреться, прежде чем станет отдавать тепло. Второй внушительный минус заключается в неравномерном прогреве помещения.
Принцип работы конвективных обогревателей (конвекторов) основан на разности плотности воздуха при различных температурах. Холодный воздух попадет в устройство через нижние отверстия, нагревается, становится легче и выходит через верхние отверстия.
Согласно этому несложному принципу происходит естественная циркуляция воздуха с его нагревом внутри устройства. Доступ холодного воздуха к нагревательным элементам увеличивает их теплоотдачу, по сравнению со стандартными обогревателями.
Принцип действия конвекторных обогреватель базируется на естественной циркуляции воздушной массы пр изменении ее температуры и плотности
Конвекторы, как правило, монтируют на стены, потому что надо обеспечить пространство для входящего холодного воздуха снизу и исходящего теплого воздуха сверху. Верхние отверстия оснащены специальными направляющими жалюзи, положение которых определяет направление движения выходящего теплого воздуха.
По принципу нагрева приборы конвективного нагрева делятся на электрические, газовые и водяные разновидности. Электрические конвекторы легче в установке и эксплуатации, чем газовые, однако мощность последних выше.
Обязательным условием для газовых конвективных обогревателей является монтаж вытяжки для притока свежего воздуха и удаления продуктов горения. Для небольших помещений применяют только газовые конвекторы с закрытой камерой сгорания.
Преимущества конвективных обогревателей для гаража:
- корпус устройства не горячий, поэтому получить ожог при прикосновении невозможно;
- практически полная пожаробезопасность для электрических устройств;
- отсутствие сложных элементов конструкции, которые могут выйти из строя.
Недостатки у конвективных обогревателей тоже есть. Например, электрическое устройство больше подходит для поддержания температуры, чем для быстрого нагрева помещения. При условии эксплуатации в гараже необходимо будет регулярно проводить разбор и чистку устройств от пыли.
Газовый конвективный обогреватель с закрытой камерой сгорания не сжигает кислород в отапливаемом помещении. К тому же это один из самых экономичных способов обогрева
По статистике доля тепловентиляторов составляет почти половину от продаж всех устройств обогрева, предназначенных для бытовых целей. Тепловентилятор тоже функционирует по принципу конвективного действия, только замещение прогретого воздуха холодным происходит принудительно с помощью встроенного устройства. Как правило, это обыкновенный лопастной вентилятор.
Тепловентиляторы различаются по типу нагревательного элемента. Обычно используют нихромовую спираль, ТЭН или керамические пластины. Керамические нагревательные элементы имеют более низкую температуру, поэтому пыль или другие частицы сгорают в меньшем объеме и производят меньше запахов горения.
Лопастные вентиляторы бывают двух типов: осевой и тангенциальный. Тангенциальный тип вентилятора менее шумный и им оснащают колонные обогреватели, которые устанавливают вертикально. Стоимость их дороже, чем у обыкновенных горизонтальных вентиляторов.
Колонный электрический обогреватель может быть оснащен осевым или тангенциальным вентилятором с низким уровнем шума
При применении тепловентиляторов для гаражей актуален вопрос наличия фильтра на задней поверхности устройства. Фильтр обязательно должен быть. Редко какой гараж содержится в чистоте, а интенсивное попадание пыли внутрь прибора приведет к быстрой поломке нагревательного элемента и вентилятора. Забиваться пылью он будет достаточно быстро, поэтому чистка фильтра должна быть несложной, а сменные картриджи – дешевыми.
Электрическая тепловая пушка – это тот же тепловентилятор, только большой мощности (от 3 кВт). При выборе такого серьезного аппарата необходимо учитывать номинальное напряжение, потому что мощные тепловые пушки рассчитаны на 380 вольт.
Также необходимо правильно оценить способность электропроводки и розетки выдерживать напряжение большой мощности. Достаточно часто применяют вариант использования комбинации генератора электричества на жидком топливе в комплекте с электрической пушкой.
При наличии бензинового или дизельного электрогенератора можно отапливать неэлектрифицированный гараж электроприборами
Преимущества электрических тепловентиляторов для гаража:
- дешево стоят;
- одинаково хорошо способны как нагревать, так и поддерживать температуру;
- равномерно распределяют тепло по помещению гаража.
Минус использования электрических тепловентиляторов в обустройстве гаража состоит в необходимости эффективной защиты от попадания пыли внутрь устройства. При работе прибор создает шум и стимулирует движение воздуха с вредным для него же самого подъемом пыли.
Обогреватели такого типа применяют в основном при необходимости быстрого нагрева помещения. Принцип работы дизельных и газовых пушек аналогичен электрическим, только нагрев происходит за счет сгорания топлива или газа. Вентилятор таких пушек тоже работает от электричества и, таким образом, доступ к электричеству все же необходим. Дизельная тепловая пушка – самая дорогая, но и самая экономичная установка из всех других видов обогрева.
Пушки бывают двух типов:
- прямого нагрева, когда вместе с потоком теплого воздуха продукты сгорания попадают в помещение, что для небольших площадей является неприемлемым;
- непрямого нагрева, когда камера сгорания изолирована от нагреваемого воздуха и продукты горения имеют отдельный выход.
Газовая тепловая пушка тоже отличается экономичностью, однако продукты горения попадают в отапливаемое помещение. К тому же такая пушка сжигает много кислорода. Поэтому, с позиции безопасности людей, очень важно знать какая основная функция помещения: если в гараже работают люди, то для него газовый обогреватель такого типа лучше не использовать.
Схема работы дизельной тепловой пушки непрямого нагрева предполагает вывод продуктов горения за пределы отапливаемого помещения
Преимущества неэлектрических тепловых пушек:
- одинаково хорошо способны как нагревать, так и поддерживать температуру;
- равномерно распределяют тепло по помещению гаража;
- использование дизельного топлива и газа гораздо дешевле электричества.
https://www.youtube.com/watch?v=gJ0olkM_EtU
Стоит отметить и недостатки. По аналогии с прочими видами тепловых пушек дизельное и бензиновое оборудование сжигает кислород. Создает шум при работе, стимулирует движение воздуха, который поднимает пыль в гараже.
Желающим приобрести дизельную или бензиновую тепловую пушку для обогрева гаража необходимо ответственно отнестись к мерам безопасности. Следует исключить вероятность возгорания и регулярно проветривать помещение, т.к. прибор быстро сжигает кислород
Инфракрасные (ИК) обогреватели используют такой же принцип работы, каким Солнце обогревает Землю. Длинные волны спектра излучения попадают на предметы и повышают их температуру, а они уже нагревают воздух. Конструкции таких приборов могут отличаться, но основной деталью инфракрасных обогревателей является все же излучатель.
Можно ли ИК обогревателем отопить гараж
На данный момент существует огромный выбор различных приборов отопления, которые различаются по виду топлива, которое используют. Так же имеется различие по цене и, конечно, по мощности.
Казалось бы, в чем же заключается сложность выбора, ведь такой широкий выбор. Каждый может зайти, выбрать и купить. Но не все так просто. Главной сложностью является тот аспект, что никто из производителей не выпускает обогреватели, которые предназначены для обогрева помещений с автомобилем. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку безопасность автомобиля – прежде всего. На данный момент существуют следующие виды обогревателей: (См. также: Как выбрать электрическую тепловую пушку )
- Печи, функционирующие на твердом топливе.
- Газовые обогреватели для гаража.
- Электрооборудование.
- Тепловые пушки, работающие на солярке.
Разумеется, каждый из видов имеет достоинства и недостатки в своей работе, поэтому рассмотрим каждый вид отдельно.
Если говорить о более экономичном варианте, то, конечно же, на ум приходит сжиженный газ. В нашей стране, к счастью, именно это топливо имеет наименьшую цену, поэтому оборудование, работающее на газу, пользуется необычайным спросом.
Для того, чтобы такое оборудование смогло функционировать в полной мере, рекомендуется устанавливать керамический экран или конвектор. Обозначим плюсы таких обогревателей:
- Мобильность. Не требуется долго заниматься установкой таких приборов. Газовые обогреватели для гаража можно легко отсоединить, и переместить, поэтому они очень удобные.
- Оперативный нагрев. Нет необходимости ждать часа полтора, пока «климат» в гараже станет пригодным для проведения ремонтных работ с авто. Прибор на газу быстро нагревается, и так же быстро отдает тепло.
- Нет никакой зависимости от электричества. Этот аспект делает газовый прибор еще и безопасным.
- Несущественные затраты на эксплуатацию. Газ имеет скромную стоимость, поэтому использовать его в качестве топлива выгодно.
Читать далее: Лента ПСУЛ технические характеристики ГОСТ
N=V x dT x K
где:N – мощность (ккал/ч);V – объем помещения (куб. м);dT – разница температур в помещении и наружи;K – эмпирический коэффициент дисперсии (рассеивания) тепла.Коэффициент K принимает значения:
- K=(0,6 – 0,9) при высокой теплоизоляции;
- K=(1,0 – 1,9) при средней теплоизоляции (бетонные гаражи с утепленными дверьми и отсутствием специальной приточной вентиляции);
- K=(2,0 – 2,9) при низкой теплоизоляции (бетонные гаражи с металлическими дверьми и отверстиями для вентиляции);
- K=(3,0 – 3,9) без теплоизоляции (металлические гаражи).
1 Вт=0,86 ккал/ч или 1 ккал/ч=1,163 Вт.
Решим пример. Дан стандартный кооперативный гараж-ракушка 6 x 3 x 2 метра. Хорошее утепление: сзади, справа и слева – аналогичные гаражи; сверху на крыше 30 см снега; ворота утеплены пенопластом; вытяжки на зиму заткнуты пенопластом. При температуре в -35 градусов необходимо достичь температуры в гараже -10 градусов и держать ее три часа для завода дизельного автомобиля.
В качестве обогревателя используем тепловентилятор.
Решение:
- V=6 х 3 х 2=36 куб. м;
- dT=25 градусов;
- K=1,5;
- N=36 х 25 х 1,5=1350 ккал/ч=1570 Вт.
Это значение, при котором температура в гараже будет удерживаться в пределах -10 градусов. Для нагрева до этой температуры необходимо в течение часа использовать мощность в два раза большую.
Ответ на задачу: в течение одного часа мощность должна быть 3 кВт, в течение 3-х последующих мощность должна быть 1,5 кВт.
Утепление гаража уменьшает рассеивание тепла и позволяет экономить на обогреве, а также использовать менее мощные обогреватели
Печи на твердом топливе
Печное оборудование популярно вне зависимости от моды и века. Многие автолюбители с удовольствием устанавливают в своем гараже такую небольшую печь, поскольку это не только тепло, но и весьма эстетично. Особенно если она установлена по всем дизайнерским правилам.
На деле, конечно, дело ограничивается установкой маленькой буржуйки, о внешнем виде которой едва ли кто-то позаботился. Но дело даже не в этом. При работе с автомобилем, или просто оставив своего железного коня и уйдя домой, некому будет подбрасывать дровишки в топку, посему печь просто перестанет выполнять свои функции ввиду отсутствия топлива.
Не многим известно, что отработанное машинное масло отлично горит. Да, да, именно то масло, которое имеется в гараже абсолютно у каждого автолюбителя. Причем горит оно очень долго, не требуя добавления масла. Так называемая, печь длительного горения, может быть собрана и своими руками. Затраты потребуются минимальные: несколько деталей из строительного магазина, терпение и часа четыре свободного времени.
Такой обогреватель для гаража можно назвать еще и безопасным, поскольку вне топки масло гореть не сможет, а значит не стоит беспокоиться на счет случайного возгорания, которое возможно, например, с дровами. Единственное, что может вызвать некоторые трудности, это сама теплоотдача. Такой самодельный обогреватель для гаража отлично подходит лишь для небольших, классических гаражей. Поскольку большую площадь он просто не сможет отопить ввиду небольшой теплоотдачи.
Если все-таки есть интерес к обычному печному оборудованию на твердом топливе, то достаточно прийти в специализированный магазин, или даже в строительный. Широкий ассортимент имеет существенный ценовой разбег. Внимания заслуживают конструкции из Германии, главным образом, и Норвегии. И та и другая продукция стоит весьма недешево, но они имеют колоссальную надежность и теплоотдачу. (См. также: Печи на отработке своими руками)
Таким оборудованием можно отопить не то что гараж, а целый коттедж. Но самостоятельно установить в гараже такую печь вряд ли удастся, посему будут предложены услуги мастеров. При покупке, нередко, установка – «в подарок».
Критерии выбора
В 99% случаев к гаражам не подведены централизованные тепловые сети, а тем более магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономный способ отопления. В вашем распоряжении остаются следующие энергоносители:
- различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
- солярка, отработанное масло;
- электроэнергия;
- сжиженный газ в баллонах.
Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.
После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления
Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:
- покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
- монтаж дымохода;
- хранение запаса дров, угля или отходов;
- трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.
Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение
Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.
Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.
Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:
- Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
- Необходимо устройство дымохода.
Котел на отработке капельного типа
- Емкости с маслом занимают меньше места, нежели дрова. Обычно их размещают в подвале.
- Отработку нужно отстаивать и процеживать.
- Неизбежные спутники жидкотопливного обогрева – запах и грязь, хотя для гаража это некритично.
- Самодельные печи на отработанном масле считаются пожароопасными.
Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.
При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.
Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.
Перечислим все плюсы электрообогрева:
- Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
- В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
- Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
- Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).
Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы
Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.
Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.
Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора
Газовое отопление
Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.
Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:
- нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
- вам придется периодически возить резервуар на заправку;
В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается
- для сжигания пропана необходимо оборудование заводского изготовления, самостоятельно делать газовые горелки категорически не рекомендуется;
- потребуется дымоотводная труба на улицу.
Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.
Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.
- UFO.
- Daewoo.
- ПИОН.
- ЭкоЛайн.
- Мистер – Хит.
- Infra.
- ИкоЛайн.
Прогреть гараж зимой с помощью обогревателей этих марок достаточно просто. Простая конструкция позволяет выполнить монтаж своими руками. В комплектации предусмотрены кронштейны для монтажа к стене или потолку помещения. Бытовые устройства имеют небольшую мощность до 2 кВт.
Эффективность промышленного ИК обогревателя существенно выше. Одной установки достаточно, чтобы прогреть помещений от 80 до 100 м³. При необходимости несколько установок подключаются в единую сеть с одним или несколькими терморегуляторами.
Системы автоматизированного отопления изготавливают крупные производители климатического оборудования:
- Heliosa.
- Hyundai.
- Zilon.
- Starprogetti.
В небольшой железный гараж нет смысла устанавливать промышленные установки. Для создания комфортной температуры достаточно будет поставить два обогревателя с мощность 1 кВт.
При выборе необходимо узнать расход электрической энергии определенной модели. Лучше выбирать обогреватели для гаража с энергосберегающими характеристиками. Важно учесть показатели пожаробезопасности, наличие терморегулятора для выбора интенсивности обогрева.
Другие показатели, которые необходимо учесть при покупке обогревателя:
- качество сборки, надежность всех деталей;
- простота обслуживания;
- мобильность, возможность при необходимости переставлять прибор;
- площадь, которую способен обогреть прибор;
- вид прибора (масляный, тепловентилятор, тепловая пушка, конвектор, инфракрасный, керамическая панель, нагревательные кабели);
- тип конструкции (напольный, настенный, настольный);
- принцип работы: газовый, дизельный, бензиновый, электрический.
- UFO.
- Daewoo.
- ПИОН.
- ЭкоЛайн.
- Мистер – Хит.
- Infra.
- ИкоЛайн.
Газовые обогреватели
В качестве оборудования для отопления гаража калориферы на газе несколько уступают в популярности дизельным обогревателям, так как подключение гаражного строения к магистрали с природным газом требует разработки проекта, а использование баллонного пропана или бутана обходится гораздо дороже. Тем не менее, в регионах со средней продолжительностью отопительного сезона газовые обогреватели применяются в гаражных строениях достаточно часто.
Читать далее: Терморегуляторы батарей отопления — как выбрать и установитьОбогрев гаража газовым отопителем на баллонном пропане
Отопители на газе делятся на инфракрасные и конвекционного действия. В обоих видах агрегатов тепло вырабатывается за счёт сжигания газа, но устройства различаются способом передачи тепловой энергии.
В ракурсе удобства использования в гараже рассмотрим образцы компактных агрегатов.
Обогреватель газовый инфракрасного действия BALLU BIGH-3 —
Пример современного энергосберегающего отопительного устройства, обладающего необходимой для гаража функциональностью и эффективностью.
Прибор подключается через редуктор к баллону с пропаном или бутаном и направляется в актуальную зону.
https://www.youtube.com/watch?v=WaLNpWOxZec
После розжига горелки происходит нагрев керамической панели, являющейся излучателем инфракрасных волн. Инфракрасное излучение нагревает поверхности предметов, расположенных на пути распространения, а затем нагревшийся интерьер отдаёт тепло в воздух помещения.
Модель удобна для локального направленного обогрева зон и предметов, что удобно при выполнении ремонта автомобиля в гараже. Кроме того, регулируемая подставка позволяет направить излучение вверх и использовать прибор для подогрева воды или приготовления пищи.
Основные характеристики:
- розжиг – ручной;
- топливо – пропан, бутан;
- мощность тепловыделения – 3 кВт (max);
- обогреваемая площадь – до 30 м2;
- потребление топлива – до 200 мл/ч;
- габариты обогревателя – 22,5х21,5х22,1 см;
- вес в заправленном состоянии – 2,2 кг.
Достоинства модели:
- компактность;
- экономичность;
- высококачественное лакокрасочное покрытие корпуса;
- керамический излучатель класса А защищённого исполнения.
Газовые конвекторы работают по другому принципу – горящий в приборе газ нагревает металлическую пластину-теплообменник, которая, контактируя с воздухом помещения, инициирует образование конвективных потоков. Сгорание газа происходит в изолированном от обогреваемого объёма корпусе агрегата, а продукты горения отводятся наружу через коаксиальный или обычный дымоход.
За счёт отвода продуктов горения на улицу потери тепла при обогреве таким устройством значительны, поэтому теплообменники конвекторов для обеспечения достаточной теплоотдачи выполняются гораздо большей площади, чем нагревательные панели инфракрасных газовых отопителей.
Работающий от баллона конвекторный отопитель
Эксплуатация газовых конвекторов требует значительного расхода газа, поэтому для обогрева гаражей они используются редко. К тому же, эти обогреватели в рабочий режим выходят медленно, а в гараже эффект от работы агрегата должен быть быстрым.
Электрические обогреватели
Для отопления гаража теплогенераторы на электричестве являются наиболее безопасными в эксплуатации. К тому же, подавляющее большинство гаражных строений электрифицированы изначально, и использование электрических обогревателей не требует дополнительных мероприятий — устройства дымохода, вентиляции, решения проблем с топливом и т.п.
Электрообогреватель на базе ТЭНов
При сравнительно непродолжительном пребывании человека в гараже расходы на электроэнергию для обогрева не будут значительными, хоть электричество и не является дешёвым энергоносителем.
В связи с перечисленными факторами, электрообогреватель в гаражном строении – агрегат распространённый.
Надёжный электрический теплогенератор старого образца
Отопительное устройство, которое мы выбираем для гаража, должно соответствовать тому, в каком качестве эксплуатируется помещение.
Если режим эксплуатации – получасовые визиты раз в несколько дней, то разумным решением будет приобретение небольшого спирального или ТЭНового устройства с вентилятором. Электрический ИК-обогреватель штативного исполнения будет также эффективен.
Электрокалорифер с направляемым потоком и переносной ИК-агрегат на штативе
Когда гараж используется в качестве полноценной ремонтной мастерской, необходимо рассмотреть более инерционные, но при этом энергосберегающие виды отопительных агрегатов. Рациональным решением является самодельный регистр из стальных труб со врезанным в нижнюю часть ТЭНом, заполненный антифризом или трансформаторным маслом.
Изготовленные кустарно электроотопительные регистры
Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:
- чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
- циркуляционный насос;
- расширительный бак;
- трубы на магистрали;
- незамерзающий теплоноситель – антифриз.
Примечание. В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате.
Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37=14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.
Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла
В качестве водогрейной установки можно применить:
- буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
- теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;
- электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
- полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.
Простейший электрокотел с регистром
Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.
Заключение
Среди всех рассмотренных вариантов энергосберегающего отопления в гараже, наиболее рациональным для обычного хранения автомобиля является использование нескольких инфракрасных потолочных обогревателей.
При этом один из них должен располагаться непосредственно над автомобилем. Его мощности в 1 кВт будет вполне достаточно для поддержания температуры в 5-10 ºС в помещении даже в самые лютые морозы при должном утеплении гаража.
При необходимости проведения работ, необходимо за 2 – 3 часа до их начала включить дополнительные обогреватели, суммарной мощностью 1 кВт. Если гараж постоянно эксплуатируется в режиме проведения каких-либо работ, например, шиномонтаж, то целесообразно использовать масляные или конвекторные обогреватели, мощностью не менее 1 кВт на 10 м2.
В сегодняшнем разнообразии видов отопительного оборудования, предлагаемого отечественными и зарубежными производителями, выбрать обогреватель для гаража не сложно.
Однако, приобретая устройство с привязкой к имеющимся условиям, в первую очередь необходимо ориентироваться на безопасность эксплуатации – выбирать конструкцию с несколькими ступенями защиты и выполнять правила ПБ. Тяжесть последствий легкомысленности в этом направлении непредсказуема, особенно в гаражных кооперативах.
Западноевропейский опыт
Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:
- электрическими переносными отопителями;
- инфракрасными подвесными обогревателями;
- агрегатами воздушного отопления (калориферами).
Подвесной агрегат воздушного отопления не занимает полезную площадь в гараже
Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.
Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).
Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора
Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.
Основные виды устройств
Какой обогреватель лучше выбрать для гаража? Рассмотрим основные виды нагревателей, пригодных для использования в гаражных помещениях.
Масляный нагреватель – один из самых привычных бытовых электронагревательных устройств, работающий за счёт нагрева, находящегося внутри корпуса масла. Теплоноситель нагревает металлический корпус, который, в свою очередь, отдаёт тепло окружающему воздуху. Такой прибор очень прост в применении и является одним из самых бюджетных решений.
Какой лучше обогреватель в гараж? Конвектор – устройство, работающее по принципу естественной циркуляции воздуха. Захватывая снизу корпуса холодные потоки, нагревающиеся при прохождении через нагревательный элемент, агрегат отдаёт наружу подогретый воздух, который, постепенно остывая, циркулирует по помещению, спускается вниз и снова поступает на вход конвектора.
Этот прибор эффективнее масляных установок и способен быстрее нагреть помещение. Однако, он также не сможет себя проявить в случае большого размера гаража или наличия сквозняков.
Инфракрасный нагреватель в отличие от остальных нагревает не сам воздух, а предметы, на которые направлено его излучение. Им можно организовать тепловые зоны, что позволить избежать лишних издержек и повысить эффективность отопления. Принцип работы заимствован у самой природы – тепло передаётся посредством излучения подобно тому, как солнце нагревает поверхность земли. Однако, не рекомендуется находиться долгое время в зоне прямого попадания лучей прибора.
Тепловые пушки или вентиляторы также являются популярным решением среди владельцев гаражей. Такая техника обладает значительной тепловой ёмкостью и высокой скоростью нагрева помещения. Ей также не страшны сквозняки и часто открывающиеся двери. Принцип работы основан на том, что нагретый внутри корпуса прибора воздух выбрасывается наружу с помощью встроенного внутри вентилятора. Отсюда следует основной недостаток этого вида устройств – они работают достаточно шумно.
Электрические модели – самые дорогие, но простые в эксплуатации и безопасные. Для использования тепловых пушек на газу надо предпринимать особые меры безопасности во избежание возгораний, но с их помощью обогрев гаража обойдётся вам дешевле всего. Дизельная техника, помимо прочего, потребует от вас организации системы выхлопа.
Обогревающий кабель или просто тёплые полы используют, чтобы при сильных морозах не возникали проблемы с запуском автомобиля. Их укладывают локально на парковочное пятно, машину укрывают чехлом из плотной материи и согревают до достаточной для старта температуры. Полы потребляют небольшой ток, экономичны, но весьма проблематичны в организации – их лучше всего закладывать в процессе стройки гаража.
- Возможность отопления гаражного помещения – гарант долгосрочной сохранности автомобиля и хранимой утвари, комфортных условий производства ремонтных работ.
- Обеспечение комфорта в гараже не должно противоречить правилам пожарной безопасности. Использование в гаражах любых самодельных отопителей запрещено.
- Жидкотопливные обогреватели популярны среди владельцев гаражей, но эксплуатация агрегатов даже промышленного изготовления в условиях тесного помещения связана с повышенным риском.
- Газовые отопительные агрегаты в процессе работы почти не оставляют после сгорания вредных веществ, но газ – топливо повышенной опасности. Монтаж, эксплуатация агрегатов на газе требуют проектных расчётов и согласования с разрешительными органами.
- Электрические калориферы – наиболее безопасные для условий гаража устройства, поэтому кажущаяся дороговизна электроэнергии обеспечит экономичность обогрева электричеством в долгосрочной перспективе.