Техника безопасности
Сразу начну с предупреждений и нравоучений. Перед началом работы трезво оцените свои возможности. Помните: такая печь является потенциально опасным оборудованием. Любые ошибки могут привести к трагическим последствиям. Но если вы все сделаете правильно, готовая самодельная печь на отработке ни в чем не будет уступать сертифицированному обогревателю заводского производства.
Печь я изготавливал сам. Специалистом в сфере отопительных систем я не являюсь и на подобное звание не рассчитываю, инструкцию подаю как есть, можете пользоваться строго под свою ответственность.
https://www.youtube.com/video/hclrP0mHPmw
Единственное, что могу посоветовать из своего опыта: ни в коем случае не собирайте масляную печь не капельного типа. У подобных агрегатов резервуар для отработки расположен внизу основной части конструкции. Делать это не рекомендуется по той причине, что при нагревании масло становится пожароопасным и в целом непредсказуемым.
Также я не советовал бы вам собирать печку с открытой горелкой и пламенем.
Также я не советовал бы вам собирать печку с открытой горелкой и пламенем
Как она родилась?
Никита Сергеевич Хрущев, как и весь СССР, весьма неоднозначен, и не только в геополитическом смысле. При нем простым гражданам возможно стало обзавестись личным авторанспортом, создавались гаражные кооперативы, вовсю раздавались дачные участки. Интенсивно механизировалось сельское хозяйство. И тогда же, в 60-е, пробились первые ростки экологического мышления.
Гаражи и дачные домики нужно было отапливать. Топливо (по-нынешнему – энергоносители) стоило копейки – в буквальном смысле, литр 66-го бензина 2 коп, а 76-го 7 коп. – но и копейки нужно было экономить, зарплаты были маленькие. А за слив отработки штрафовали, и много, до трети зарплаты за раз выходило.
Над принципом действия народным умельцам долго голову ломать не пришлось – самым обиходным варочным прибором на дачах и в частных домах был тогда керогаз. Испарившийся керосин в нем дожигался в специальной камере, в отличие от примуса или паяльной лампы, где горят уже сильно нагретые пары топлива. Поэтому керогаз был сравнительно безопасен в эксплуатации, а нарушение режима горения сигнализировало о себе вонью и копотью задолго до того, как развивалось в аварию.
Керогаз “Ленинград” с внешней камерой
Вторыми прародителями масляной печки были газогенераторные установки, широко применявшиеся во время войны, когда высококачественное топливо шло на фронт. Взрослым людям 60-х они были хорошо знакомы, так что общая схема работы печки вырисовывалась ясно:
- Первичный небольшой запас энергии химически ленивого топлива пустить на его же разложение до фракций полегче и поактивнее, как в газогенераторе.
- То, что получится – сжечь в 2 или 3 стадии, как в керогазе.
Принцип работы самодельной печки на отработке
Не нужно заморачиваться над точным соблюдением миллиметража – многие умельцы собирают буржуйки на отработке «на глаз», получая превосходные результаты.
В наших обзорах мы уже не раз публиковали схемы обычных дровяных буржуек, в том числе пиролизного типа. Они изготавливаются из листового железа или старых газовых баллонов. Будучи снабжёнными большими топками, они позволяют сжигать практически любые виды твёрдого топлива. Если постараться, можно изготовить универсальный отопительный аппарат – это печь на дровах и отработке.
Для этого потребуется горелка на отработке, представленная на рисунке ниже. Здесь мы видим всё ту же первичную камеру сгорания с подключённой к ней перфорированной вертикальной трубкой. Только окончательное дожигание будет происходить не во вторичной камере, а в камере дровяной буржуйки. Ваша задача – организовать на ней съёмную дверцу, чтобы можно было включить вместо неё представленную горелку.
Переделать буржуйку под отработку не представляет особого труда – просто воспользуйтесь опубликованными в нашем обзоре схемами и советами.
Моя печка на отработке работает по очень простому принципу. Производится розжиг. Топливо начинает гореть на поверхности корпуса и раскаляет печку. По ходу процесса через дымоотводящую трубу под воздействием тяги выводятся нефтяные пары.
Конструкция печки включает часть дымохода с множеством отверстий (обычно их до 50). Эта часть агрегата называется горелкой. В такой горелке нефтяные пары перемешиваются с кислородом, поступающим в дымоотводящую трубу под воздействием тяги. В результате их смешивания процесс горения начинает осуществляться гораздо чище и интенсивнее с выделением огромного количества тепла.
Посмотрев на чертежи буржуйки для гаража, мало кто сразу поймет, в чем именно заключается «работа» данного агрегата. По сути – здесь во главе стоит физика, никаких движущихся частей или сложных конструктивных решений в конструкции буржуйки нет. Это одновременно и плюс, и минус. Собрать ее своими руками достаточно просто, но внести какие-либо кардинальные изменения – крайне сложно.
На самом деле, все крайне просто. Есть два резервуара, которые соединены трубой. Она имеет множество отверстий (довольно крупных), которые располагаются на расстоянии в 2-3 см. друг от друга. В нижнем элементе находится «отработка». Масло заливают туда, а затем разжигают (подробности можете увидеть на видео).
Сама печь довольно компактная – перенести её с одного места на другое своими руками будет несложно, однако дымоход должен быть очень длинным. Все советуют делать его не менее 4 метров в длину. Такие требования обусловлены следующим: чем длиннее труба, тем сильнее тяга. А значит, пары будут активнее гореть, выделяя много тепла.
Небольшая буржуйка способна отопить помещение площадью не менее 50 метров, если сделать все правильно и собрать своими руками печь побольше, то вполне можно надеяться на отопление довольно большой территории (до 100 «квадратов»). Единственное требование – помещение должно быть свободным от перегородок, как пример – гараж, склад, мастерская.
Стоимость и источники масла
Как мы уже сказали ранее, главной причиной, почему используют буржуйки, является дешевое топливо. Некоторые уверены, что можно использовать масло, которое только слили с автомобиля. На самом деле это опасно – в таком топливе содержится множество посторонних примесей, которые, в лучшем случае, сделают печь менее эффективной.
Мы советуем покупать качественное топливо у тех поставщиков, которые очищают переработанное масло и продают дальше. В таком виде оно стоит недорого – всего 10-20 рублей за литр. Цена сильно колеблется в зависимости от региона, где вы приобретаете топливо, а также сезона. Зимой его покупают куда активнее как раз для отопления цехов, мастерских и гаражей.
Сгорание топлива в печи на отработанном масле происходит в два этапа. Сначала сгорает залитое в бак топливо. Образующиеся в результате этого газы смешиваются с воздухом. На втором этапе горит именно эта газово-воздушная смесь, поэтому буржуйка на отработке состоит из двух отделений.
Устройство печи на отработке включает две камеры сгорания, в одной из которых сгорает отработанное масло, а в другой — смесь масляных паров и воздуха
Первое отделение — это бак, в который наливают отработанное масло. Оно сгорает при относительно умеренной температуре. Выше размещается другое отделение, предназначенное для сгорания смешанных с воздухом продуктов, образовавшихся при горении отработки. Здесь процесс происходит при гораздо более высокой температуре, она может достигать 800 градусов.
Важным условием при сооружении буржуйки на отработке своими руками является обеспечение доступа воздуха в обе камеры сгорания. В нижнем баке для этого делают небольшое отверстие, которое служит для заливки топлива, а также для регулировки подачи воздуха. Отверстие закрывают специальной заслонкой. В верхнюю камеру вторичный воздух поступает обычно через небольшие отверстия (примерно 10 мм), которые просверлены в трубе, соединяющей бак и вторую камеру сгорания.
Владельцы обычной буржуйки, решившие перейти на отопление отработанным маслом, могут внести в конструкцию уже имеющегося агрегата некоторые изменения. Выясняя, как переделать обычную буржуйку под отработку, следует учесть принципы работы этого агрегата, т. е. обеспечить камеру вторичного сгорания и доступ воздуха в обе камеры. Вот один из вариантов такой переделки:
-
- Сварить из листового железа бак для отработанного масла.
- Прорезать в печке отверстие для подачи воздуха.
- Установить задвижку, которая будет регулировать поступление воздуха в топливный бак.
- Вместо дымоходной трубы поставить трубу с отверстиями для воздуха.
- Сделать камеру вторичного сгорания со съемной верхней частью.
- Присоединить камеру вторичного сгорания к трубе с отверстиями.
- Установить дымоходную трубу.
Разумеется, поддувало обычной буржуйки при переходе на отработку должно быть закрыто, чтобы обеспечить правильную тягу. При желании поддувало и люк буржуйки, через который загружаются дрова или уголь, можно просто заварить. В этом случае масло будет подаваться в печь через вьюшку. Через это же отверстие осуществляют и розжиг масла.
На этой схеме наглядно продемонстрирован один из вариантов устройства буржуйки на отработке. Чем точнее соответствие готового агрегата рекомендациям инженеров, тем лучше будет работать печка
Гореть отработка, а ведь было определено, что это тяжёлое, загрязнённое масло, будет плохо. Поэтому его надо расщепить. Есть два способа: с помощью кислорода, то есть провести окисление, или способом нагрева. Первый вариант отбрасывается сразу, потому что это затея не на бытовом уровне.
Сам процесс расщепления называется пиролизом. Самый простой метод – использовать горение самого топлива. При этом надо отметить, что пиролиз – процесс саморегулирующийся и самоподдерживающийся. Но перед тем как он начнётся, необходимо отработку нагреть до температуры 400°С, чтобы она стала выделять горючие пары. Как только это произойдёт, пиролиз начнёт сам себя поддерживать и контролировать. И это очень хорошо.
Принцип работы печки на отработке с пиролизным процессом
Поэтому обогреватель, на отработанном масле работающий, − это несложная конструкция. Во всяком случае, не сложнее обычной кастрюли. Потому что, по сути, это ёмкость, в которой нагревают топливо. Именно в ней и происходят пиролизные процессы. Основная конструктивная особенность такого агрегата – труба с множеством сквозных отверстий.
- Этот прибор работает с открытым пламенем, что недопустимо в помещениях, где хранятся нефтепродукты.
- Металлическая поверхность печки нагревается докрасна. То есть, такой агрегат – это высокая вероятность ожогов и пожаров.
- Если кто-то хочет получить высокую тепловую мощность печи, то это не тот вариант. Такие нагреватели могут выдавать тепло не более 15 кВт.
- Самостоятельно остановить горение топлива в этой конструкции не получится. Оно должно полностью выгореть.
- Тушить порошковым огнетушителем такую печь нельзя. Порошок, попавший на раскалённый металл, тут же взрывается. Поэтому только углекислотные огнетушители.
Поэтому очень важно понимать, что сделанная своими руками печь на отработанном масле – это в первую очередь сварная конструкция. Никаких сборочных креплений.
Итак, самая опасная часть печки – резервуар, в котором нагревается отработка. Поэтому идеальный вариант – избавиться от него. Эта проблема давно решена на уровне промышленных котлов, работающих на мазуте. Для чего используются специальные горелки. Именно в них совмещают сразу несколько процессов сгорания топлива, а именно: пиролиз, сгорание и дожиг.
Когда стоит задача изготовления своими руками горелки на отработке, чертежи для многих мастеров не нужны. Потому что конструкция её не очень сложная, хотя специфика изготовления достаточно тонкая. Есть несколько конструктивных исполнений горелок.
Экодовески наших дней
Сегодняшние печи на отработке не повторяют конструкции тех дней, кроме буржуйки, о которой речь пойдет отдельно. И тому есть веские причины.
В 60-х сгорание до углекислого газа и водяных паров считалось абсолютно чистым и безопасным. В наши дни и то, и другое, увы, парниковые газы, действие которых уже вполне ощутимо на собственной шкуре в буквальном смысле. Дожечь еще глубже невозможно, но экономичность печи приобретает особо важное значение.
Не было тогда и синтетических моторных масел, и хитроумных присадок к ним. Они позволяют вдвое и более сократить литровый расход топлива ДВС по сравнению с тогдашним, но при неполном сгорании дают канцерогены, токсины, мутагены и бог весть что еще. А люди тогда были в целом здоровее и выносливее. Опять ничего не поделаешь – чуть более чем за полвека население Земли увеличилось в 2,5 раза и продолжает расти. Применительно к печке – дожигать нужно на 100% и никак не менее.
Наконец, тогдашнее машинное масло – натуральный нефтяной ректификат из насыщенных углеводородов – не могло развивать очень высокую температуру при горении. Поэтому очень вредные и опасные окислы азота в тогдашних печках образовывались разве что отдельными молекулами. А нынешняя простая печка на отработке может выбрасывать их в ощутимых для здоровья количествах. Так что на оксидах азота стоит остановиться подробнее.
Окислы азота
Все оксиды азота опасны для человека. В медицине для наркоза применяется самый легкий из них – закись азота, веселящий газ, но строго по дозировке под наблюдением анестезиолога. Чем больше азота соединяется с кислородом, тем опаснее результат. Окислительные баки боевых ракет заправляют тетраокисью азота N2O4 – достойной по едкости и ядовитости «сестрицей» горючего – гептила (несимметричного диметилгидразина), который она окисляет. Адская начинка современных машин массового уничтожения таится не только в боеголовках.
Как может окисел окислять? Дело в том, что оксиды азота – соединения эндотермические, на их образование нужно затратить энергию; азот с кислородом «не любят» друг друга, разность их электрохимических потенциалов и квантовые свойства электронных оболочек не позволяют им сильно связываться. При взаимодействии с соединениями, обладающими восстановительными свойствами (легко соединяющимися с кислородом, галогенами и их родственниками по таблице Менделеева) оксиды азота так же легко отдают кислород, что и есть окисление с выделением энергии, т.е. горение. Применительно к ракетам – тяжелое по молекулярной массе горючее с тяжелым окислителем дает большую массу выхлопа и сильную реактивную тягу.
Читать далее: Ремонт насоса Малыш своими руками популярные поломки
Что касается печей, то здесь нужно знать следующее:
- При температуре от 900 градусов окислы азота образуются в заметных количествах.
- Если в газовоздушной смеси есть избыток кислорода, то при высокой температуре он «перехватывает» частицы топлива, и окислы азота уходят дальше по дымовому тракту.
- При примерно 600 градусах окислительная активность оксидов азота становится выше, чем у кислорода, и окислять еще не сгоревшие частицы топлива начинают они; в результате получается совершенно безвредный во всех смыслах азот, углекислый газ и пары воды.
- Если температура упала ниже 400 градусов, то окислы азота попадают во вторую «яму стабильности» своей фазовой диаграммы; тяжелую органику окислить они уже не могут (кислород – тоже) и уходят с дымовыми газами наружу.
Из чего собирать печь?
Для сборки подобной печки я подготовил следующее:
- баллон от газа на 50 литров;
- стальную трубу. Лучше всего использовать трубу диаметром 10 см. На корпус, горелку и дымоход хватило двух метров изделия;
- стальной уголок. Всего у меня ушло немного больше метра уголка на 5 см. Из него я делал подставку под печку, различные внутренние детали теплообменника и дверные ручки;
- лист стали. На заглушки и днище верхней камеры ушло около 50 см2 4-миллиметрового листа;
- тормозной диск. Я использовал чугунный диск от машины. Главное, чтобы по размеру он свободно входил в баллон;
- пустой баллон от фреона. Подойдет стандартный баллон. Главное, чтобы игольчатый вентиль работал. Его я использовал для изготовления топливного бака;
- кусок шланга для подачи топлива;
- пару хомутов;
- кусок полудюймовой трубы. По ней в печку будет подаваться масло;
- вентиль на полдюйма;
- петли.
Работа на других видах топлива
Масло из двигателя не каждый день сливают, а топить зимой нужно регулярно. Пожертвования доброхотов регулярными быть не могут. Если топливо для печи придется докупать, во что оно обойдется?
Продажная цена отработанного масла по РФ колеблется от 5 до 14 руб./л. самовывозом, это еще около 5 руб./км на легковушке с прицепом. И купить совсем не просто: отработка считается опасным отходом, нужна лицензия на переработку. Причем оптовые скупщики продают неохотно и уж не ведерно-канистровыми нормами. Они перерабатывают масло в темное печное топливо. Рентабельность высока, и кто же отдаст ценное сырье задешево?
Но тут есть интересный ход. Свежее машинное масло предприятия частенько покупают в общем потоке ГСМ, т.к. строгий учет его закупок не обязателен. Отработку нужно учитывать, но кто тогда узнает, сколько ее вышло? Смысл пускаться в такие махинации есть – меньше хлопот с экологией, а доход от продажи отработки в масштабах производства мизерный.
- к днищу топливной камеры крепят толстостенную металлическую чашу — она будет служить испарителем;
- в боковой стенке проделывают отверстие, сквозь которое в топку заводят сопло;
- на небольшом удалении от буржуйки крепят ёмкость для масла. Её высота от уровня топки должна составлять не менее 1 м;
- от сопла к ёмкости с отработкой проводят шланг, на который монтируют шаровой кран. Он будет регулировать подачу топлива в камеру сжигания.
В качестве испарителя буржуйки можно использовать тормозной диск от легкового автомобиля, если предварительно заварить имеющиеся отверстия.
Дровяная буржуйка, переделанная для работы на отработанном автомобильном масле
Приступая к розжигу, в чашу помещают смоченную в керосине тряпку. После этого открывают подачу отработки и поджигают закладку. Масло будет самотёком поступать к соплу и капать на поверхность металлического диска, постепенно разогревая его до рабочей температуры. Как только чаша прогреется до 400–450 °С, капли отработки будут мгновенно превращаться в газ, сгорая с выделением большого количества тепла.
Модель | Характеристики | Цена, руб. |
![]() |
|
35000 |
![]() |
|
28000 |
![]() |
|
67000 |
![]() |
|
275000 |
Печки, работающие на отработанном масле, используются домашними умельцами уже давно. Основное их преимущество перед другими видами – высокая тепловая отдача при минимальных расходах дешёвого топлива. При этом даже небольшой агрегат может отопить значительный объём помещения.
Если у вас возникли вопросы, касающиеся изготовления прибора или его выбора по конструктивным особенностям, мы готовы с вами поделиться дополнительной информацией. Пишите в комментариях, и редакторы нашего портала обязательно вам ответят.
ВОЗМОЖНО ВАМ ТАКЖЕ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Изготовление поддона для отработки
- Из металлического листа толщиной 4 мм вырезают две полосы шириной 115 мм. Обернув её вокруг подходящего шаблона, концы заготовок сваривают таким образом, чтобы получились цилиндрические части (обечайки) верхнего и нижнего модуля.
- Из того же материала изготавливают круг Ø340 мм, после чего приваривают его к ранее полученному цилиндру — ёмкость для масла готова.При сварке масляного резервуара особое внимание уделяют его герметичности
- Из профильной трубы необходимо нарезать 4 детали длиной 15–20 мм. Присоединив их при помощи сварки к днищу ёмкости, получают устойчивый бак с ножками.
Все соединения деталей буржуйки выполняются сплошным швом. После монтажа обязательно проверяют герметичность всех стыков. - Из стального листа вырезают полосу шириной 60 мм, из которой методом сварки получают обруч диаметром 352 мм. Он будет играть роль внешнего кожуха нижнего модуля.
- Для изготовления верхней крышки потребуется круглая заготовка Ø352 мм. Необходимо разметить её центр и фрезой прорезать окно Ø100 мм под вертикальную трубу. Отступив от этого проёма 40 мм, выполняют ещё одно отверстие Ø60 мм, предназначенное для заливания отработки.
- Детали сваривают, получая внешнюю часть ёмкости для масла.Форма и размер внешнего кожуха должны обеспечивать максимально плотное сопряжение со стенками масляного бака
- Из стального листа толщиной 6 мм вырезают круглую заготовку Ø352 мм. От её края отступают 66 мм — это будет центр отверстия под патрубок дымохода. Его получают при помощи фрезы диаметром 100 мм. Из этого же материала вырезают перегородку в виде прямоугольника со сторонами 70х330 мм.
- От металлической трубы диаметром 100 мм отрезают фрагмент длиной 130 мм. Он будет играть роль выходного патрубка.
- Перегородку и патрубок сваривают с крышкой верхнего модуля, после чего её соединяют с изготовленной обечайкой (см. п. 1).Газовый отбойник устанавливают поближе к выходному патрубку
- Из 4 мм металла изготавливают дно теплообменника. Для этого вырезают круг Ø352 мм, по центру которого выполняют проём Ø100 мм.
Обечайки для изготовления баков буржуйки можно отрезать от ненужного газового баллона. Это облегчит работу и сэкономит как время, так и материал. Разумеется, все остальные размеры придётся пересчитать методом пропорций. - Дно и корпус верхнего модуля сваривают сплошным швом.
- Подготавливают диффузор. Берут отрезок стальной трубы длиной 360 мм и диаметром 100 мм. На расстоянии 20 мм снизу и 55 мм сверху размечают 6 равноудалённых друг от друга рядов, на которых в шахматном порядке выполняют сверления диаметром 9 мм. Всего должно получиться 48 отверстий (по 8 на каждом уровне).
- Диффузор сваривают с дном верхнего модуля и внешним кожухом ёмкости для масла.При сборке отопительного прибора особенно тщательно контролируют геометрические параметры конструкции
- При помощи сварочного аппарата соединяют обе части теплообменника
- Изготавливают заслонку и при помощи болтового соединения монтируют её на заливочное отверстие.Готовое изделие должно иметь такой вид
После этого буржуйку устанавливают в подготовленном месте и присоединяют печную трубу. Всё, агрегат готов к первому запуску.
Из этого баллона буду делать печку
Я использовал б/у-шный баллон. Газа в нем уже не было, но на всякий случай я открыл вентиль и оставил баллон так на улице на ночь.
Потом я осторожно и медленно просверлил в днище баллона отверстие. Чтобы не появлялись искры, я предварительно смочил сверло маслом.
Отверстие
Потом я заполнил баллон водой и слил ее – это убрало остатки газа. Работайте аккуратно, старайтесь не разлить газовый конденсат, т.к. воняет он очень сильно и очень долго.
Потом я вырезал пару проемов. В верхнем проеме я сделаю камеру сгорания и поставлю теплообменник, в нижнем будет горелка с поддоном. Камера вверху специально сделана такой большой, чтобы при необходимости ее можно было топить дровами, прессованными брикетами и т.п.
Показано, как режу баллон
В итоге вот что вышло
Потом я еще раз промыл вскрытый газовый баллон от газового конденсата.
Поддон сделал из чугунного автомобильного тормозного диска. Чугун отличается хорошей жаропрочностью, поэтому решил взять именно его.
Вот из этого диска и буду делать поддон
Внизу приварил днище.
Стальной круг — это днище
Приварил дно
Сверху приварил крышку. В ней вы можете видеть ответную часть горелки и проем. Через проем в печку поступает воздух. Я сделал его широким – так лучше. С узким проемом воздушная тяга может быть недостаточно сильной, из-за чего масло не сможет попадать в поддон.
Дальше сделал муфту. Она в моей печке соединяет поддон и горелку. С муфтой обслуживать печку будет намного легче. При необходимости я могу доставать поддон и чистить горелку снизу.
Дальше сделал муфту
Ставлю муфту на место
Муфту сделал из 10-сантиметровой трубы, просто разрезав ее по продольной грани. Проем в муфте не заваривал – необходимости в этом нет.
Сварочные аппараты
История одной буржуйки
Самодельная печь на отработке на вид может быть не намного сложнее кастрюли, но происходящие в ней процессы очень и очень непросты. Иначе полного сгорания с высоким КПД и безвредного выхлопа не добиться. Для полного их понимания и выбора подходящей конструкции для выполнения, или прототипа для собственной, необходимо сначала вспомнить о силе Кориолиса.
Сила Кориолиса
Кориолисова сила, как известно, возникает вследствие вращения Земли; это яркий пример того, как огромное и медленное проявляется в малом и быстро. Именно сила Кориолиса закручивает стекающую из ванны воду. Поскольку скорость тока воды в трубе много меньше звуковой в ней же (скорость потока дымовых газов в дымоходе – тоже), кориолисова закрутка – она возникает только в вертикальных участках трубы – передается обратно, и образование вихря зависит от длины вертикальной части отводной трубы.
Убедиться в этом просто: берем обычную воронку, затыкаем лейку пальцем, наполняем водой и палец отпускаем. Вода вытекает ровно. Теперь надеваем на лейку кусок шланга от метра и более, оставляем его висящим вниз и делаем то же самое. Вода закрутилась.
Величина кориолисовой силы зависит еще от отношения плотности среды к ее вязкости, поэтому закрутить «по-кориолису» газ труднее. Кроме того, газы сжимаемы, поэтому проявляют себя еще число Рейнольдса и другие факторы. Высокая труба котельной может испускать ровный столб пара.
Но зачем закручивать дымовые газы? Без этого невозможно добиться качественного, полного и безопасного, сгорания топлива. Чтобы тепло от первоначального сгорания легких фракций пошло на расщепление тяжелых, которые потом дадут основную массу тепла, смесь нужно все время хорошенько перемешивать. Закручивать можно разными насадками, наддувом и т.п., но такие конструкции (мы их тоже рассмотрим) рядовому самодельщику сделать трудно. А вот силу Кориолиса использовать проще; далее увидим, как.
У родителей автора была дача с буржуйкой, и на него («Ты уже большой, из лесу не вылазишь) была возложена заготовка топлива. Поскольку дачное товарищество раскинулось на площади около 400 га, при участках от 6 до 20 соток, окрестности были вечно обобраны не то что до щепки – до сухой травинки, и частенько на обед приходилось жевать сухомятину, сдобренную родительскими попреками.
И тут пацану попалась книга Реймонда Пристли «Антарктическая одиссея». История невероятная – 6 человек, северная партия экспедиции Роберта Скотта, оказались заброшены в Антарктике в преддверии зимы. Без теплой одежды, без надежного убежища, почти без продовольствия и топлива.
От холода и бешеных антарктических ветров – близзардов – спаслись, вырыв пещеру в снегу. Матросскими ножами и ледорубами удалось забить тюленей достаточно, чтобы не умереть от голода до весны. Но в пещере нужно было поддерживать температуру чуть ниже нуля, при –60 и ниже снаружи, иначе не выжить, даже лежа все время в спальниках. А жирники на ворвани более коптили, чем грели и светили.
И тут один из членов партии, простой матрос Гарри Дикасон, сделал изобретение, спасшее всех. В поддон из жестяной сухарной банки он налил ворвань, набросал туда же обломков тюленьих костей, и поджег. Расплавленный тюлений жир, проходя сквозь поры горячей кости, испарялся и сгорал сильным ярким пламенем почти без дыма. Полярники теперь могли не только не бояться замерзнуть, но и готовить горячее. И даже жарили по праздникам пингвинятину.
К весне они походили на головешки с колтунами на голове и еле держались на ногах. Но все-таки все шестеро смогли преодолеть несколько сот километров по льдам и вернулись на базу, где их давно уже считали погибшими.
Вернувшись, эти люди, всю дальнейшую жизнь оказывавшиеся признавать себя героями, узнали, что отлично снаряженная главная партия во главе с самим капитаном Скоттом, дошла до Южного полюса после Амундсена, а на обратном пути вся погибла.
Идея родилась сразу – перевести печку на нефтешлам. На нефтебазе его давали сколько хочешь даром. А эксперименты проводились на отработке от соседей-автомобилистов.
Для чаши дачный сторож пожертвовал плошку из нержавейки. Его верный соратник волкодав Прокурор признавал только фаянсовую тарелку. Тюленьи кости заменил битый кирпич; для капельницы нашлась медная трубка и кусок резиновой. На топливный бак пошел негодный умывальный бачок с ввернутым внизу вместо штока обычным водопроводным краном.
Это была самая затратная и хлопотная часть работы: отверстие с трубной резьбой обошлось в советский халтурный стандарт – пузырь. Да еще выжига-слесарь ни в какую не соглашался на «Московскую особую» по 2.87, а требовал непременно «Столичную» за 4.12. Не считая объяснений родителям, для чего 13-летнему мальчишке понадобилась бутылка водки.
Разжигалась буржуйка на отработке просто – в чашу подпускалось масло, пока не показывалось над кирпичом. Тогда в топку совалась смятая газета. Через минуту-другую она видимо промасливалась, тогда поджигалась. Еще через 3-4 мин. пламя резко усиливалось и светлело, как в керосиновой лампе; это был знак, что пора пускать капель.
Печка исправно проработала 4 года, пока родители не собрались переезжать в другой город, и также в полной исправности была передана новому владельцу. Что с ней сталось дальше – неизвестно.
Дно камеры топливника и горелка
Затем я сделал дно для верхнего отсека печки. Для этого использовал лист стали 4-миллиметровой толщины.
Из стали дно вырезал
Примеряю дно. Все вырезано аккуратно и соединяется почти без зазоров
Донце на месте
Горелку решил делать 20-сантиметровой – этого хватит.
Это будет горелка
Сверлю отверстия
Подшлифовал
По окружности сделал множество отверстий, чтобы воздух мог спокойно попадать к топливу. Когда все отверстия были готовы, я отшлифовал внутреннюю часть горелки. Вы тоже обязательно сделайте это, т.к. на торчках и прочих дефектах начнет активно собираться сажа.
Сначала я вварил горелку в днище верхней камеры, а затем установил их на положенное место. На такую полку печки можно спокойно укладывать древесину. Актуально для случаев, когда нет возможности пополнить запасы отработки.
Сначала я вварил горелку в днище верхней камеры
Установил горелку
Главный принцип
Масляная печь – отопительный прибор на тяжелом, плохо горящем и сильно загрязненном топливе сложного состава. Чтобы оно сгорело полностью, его тяжелые компоненты нужно расщепить на более легкие; окислить все, что есть в масле, кислороду не по зубам. Дожечь полностью то, что уже расщепилось – задача попроще.
Процесс расщепления называется пиролизом, или пламенным расщеплением. В конечном итоге для пиролиза используется теплота сгорания самого топлива; это процесс самоподдерживающийся и саморегулирующийся, и это очень хорошо. Но для начала пиролиза топливо нужно испарить, а пары нагреть но некой стартовой температуры (300-400 градусов), после которой пиролиз пойдет по нарастающей, и сгорит все. Добиться этого в домашних условиях можно двумя способами.
Принцип первый
Схема работы пиролизной печи
По первому способу масло в резервуаре просто поджигают. Оно разогревается и начинает испаряться, а дальше все происходит в простой вертикальной трубе с расширениями и, возможно, с изгибами. Принципиальная схема устройства такой печи показана на рисунке.
Воздух в резервуар с горящим маслом поступает через его горловину с дроссельной заслонкой; с ее помощью регулируют силу горения, т.е. тепловую мощность печи, не нарушая режима сгорания. Чтобы это было возможно, газовоздушная смесь должна непрерывно, по ходу трубы, перемешиваться. Тут и приходит на помощь сила Кориолиса, при правильно выбранных сообразно свойствам топлива, длине вертикального дымохода и его диаметре.
Также в камеру сгорания, в которую переходит резервуар, необходим практически свободный приток воздуха – печь нормально работает при избытке кислорода. Поэтому камера сгорания дырчатая. Колпак к камере дожигания (расширение над камерой сгорания) не обязательно должен быть колпаком, как на схеме. Это может быть и неполная перегородка при разносе выхода камеры сгорания с дымоходом по горизонтали.
Но разделить зону кислородного дожигания и окисно-азотного, и организовать соответствующий скачок температур между ними, совершенно необходимо, иначе еще слишком горячий кислород отнимет «пищу» у окислов азота, а те тем временем остынут до ямы на фазовой диаграмме и уйдут в трубу во всей своей вредоносности.
Сборочный чертеж (слева) и внешний вид (справа) пиролизной печи
Чертежи печи на отработке такого типа приведены на большом рис. ниже, ее внешний вид и сборочный чертеж – на рис. выше. Это хорошо известная самодельщикам и отлично себя зарекомендовавшая конструкция. Разжигают ее небольшим факелом через полностью открытое дроссельное отверстие. Высота дымохода (прямого!) – не менее 4 м.
Чертежи пиролизной печи
Схема мини-печи на отработке
Здесь на рисунке – также весьма популярная среди самодельщиков мини-печь на отработке и нефтешламе. Толщина материала, обычной конструкционной стали, от 4 мм. Печь весит около 10 кг против 27-30 у предыдущей, а ее размеры в плане определяются таковыми резервуара. Автор конструкции для него рекомендует донышко и верхушку стандартного газового баллона.
Эта печка имеет ряд особенностей:
- Зона перемешивания топливовоздушной смеси – нижняя воронка камеры сгорания. Вследствие ее расширения смесь здесь задерживается и месится долго.
- Длина вертикальной части дымохода ограничена примерно 3,5 м. Иначе тяга высосет смесь наружу, прежде чем та успеет сгореть.
- Зона дожигания не разделена и представляет собой верхнюю воронку камеры сгорания. Перед сужением в дымоход дымовые газы снова задерживаются и хорошо догорают, но опять же – при умеренной тяге.
Вследствие этого тепловая мощность печи ограничена 5-6 кВт; «раскочегаривать» эту печь сверх меры просто опасно. Но зато и расход топлива – около 0,5 л/ч, и печь сравнительно легко чистится. Конструкция разборная, стыки камеры сгорания с резервуаром и дымоходом стягиваются хомутами. В разобранном виде эту печь можно возить с собой в багажнике – на дачу, в охотничий домик и т.п.
Дозаправка
Допустим, вам не лень соорудить пристройку для печи и подавать от нее в дом горячую воду. Первая задача, которую нужно решить – подкормка печи хотя бы на ночь. Увеличивать резервуар нельзя: масло не прогреется и печка не разгорится как надо. Но решение давно известно: непрерывная дозаправка по принципу сообщающихся сосудов.
Схема питания топливом пиролизной печи
Требования к такой подпитке ясны из рисунка; дроссель на резервуаре условно не показан, но, разумеется, все равно необходим. Из его функций остается только регулировка горения, и это большой плюс по пожарной безопасности. Иначе ведь пришлось бы лить горючую жидкость в огонь или раскаленный сосуд, или ждать, пока печь остынет. Вставлять в топливопровод фитиль, как в паяльной лампе, бесполезно: на отработке сразу засорится.
Наддув
А как насчет печи на отработке с наддувом? Известно ведь, что он увеличивает КПД и тепловую мощность печей. Да, но в печку на саможоге наддув просто так не встроишь. Дуть в топку, т.е. резервуар, бесполезно – мы только разбалансируем саморегулирующуюся систему горения. Печь быстро разгорится, а потом, когда легкие фракции топлива выгорят, погаснет: поток воздуха отберет тепло, необходимое для испарения тяжелых. Параметры масляной печи на саможоге поддувом в топку, увы, не улучшишь.
Но поддув (точнее, выдув) можно использовать для другой цели. Искусственно усилив тягу, можно сделать дымоход с изломами: от дымника (горловины камеры сгорания) – длинная, во всю стену, горизонтальная труба, а уж потом вертикальный дымоход. Это улучшит отопление помещения с минимальными дополнительными затратами, не нарушая режима горения в печи.
Для усиления тяги можно использовать два способа наддува в дымоход: инжекционный (поз. А на рис.) и эжекторный, поз. Б. Первый очень прост и совершенно безопасен: при прекращении наддува кое-какая тяга сохраняется. Печь будет просто хуже греть и потреблять больше топлива. Но нужен источник сжатого воздуха. И тонкая (1-3 мм просвет) трубка, дюритовый шланг и регулировочный вентиль.
Усиление тяги в дымоходе поддувом
Для эжекторного наддува достаточно любого маломощного вентилятора: компьютерного на 12 В 120-150 мм диаметром, кухонного вытяжного, промышленного ВН-2 или ему подобного. Требуемая производительность – не менее 1500 л/ч, а диаметр входной горловины эжектора – на 20-50% больше диаметра дымохода.
Однако, если эжекторный поддув прекратится, дымовые газы пойдут в помещение, поэтому между вентилятором и эжектором необходим клапан-хлопушка со слабой возвратной (захлопывающей) пружиной. Учитывая еще, что сопряжение дымохода с эжектором выглядит просто только на схеме (как и вся техника вообще), конструкция выходит довольно сложной.
Как сделать печку на отработке своими руками
Печь на отработке является компактным, экономичным агрегатом
Печи, которые в качестве топлива используют отработанное машинное масло, практически не отличаются от других буржуек по простоте конструкции и неприхотливости к материалам изготовления. Что же касается способа сжигания топлива, то процессы, которые при этом протекают, связаны с особенностями используемого горючего.
Прежде всего, необходимо отметить, что современное машинное масло представляет собой многокомпонентное вещество с высоким содержанием химических соединений. В процессе использования смазочная жидкость дополнительно насыщается продуктами распада автомобильного топлива, вследствие чего становится чрезвычайно опасной для окружающей среды.
Простое сжигание отработки в открытом пламени неэффективно и недопустимо — горит она неважно, образуя едкий дым, в котором кроме сажи присутствуют ещё и различные канцерогенные соединения. Совсем иная ситуация происходит с летучими углеводородами, на которые распадается автомобильное масло, нагретое до высокой температуры. Газообразные вещества легко воспламеняются и при сгорании выделяют большое количество тепловой энергии.
Отработку можно брать у знакомых или покупать на автосервисе
В зависимости от способа подачи отработанного масла в зону горения, буржуйки делятся на несколько типов:
- с пиролизным сжиганием;
- с использованием наддува и распыления горючего;
- с капельной подачей.
Не следует воспринимать буржуйку как печь, предназначенную исключительно для монтажа в небольших технических и подсобных помещениях. С помощью обогревающих приборов, оборудованных воздушным коллектором или водяной рубашкой, можно строить полноценные системы отопления жилых домов.
Схема печи с капельной подачей отработанного масла
Широкий модельный ряд самодельных жидкотопливных буржуек, который начинается простыми мобильными печами и заканчивается стационарными теплогенераторами, обуславливает их использование как в домашнем хозяйстве, так и на производстве. Сегодня оборудованием, работающим на отработанных смазочных материалах, отапливаются:
- жилые дома;
- автомастерские и гаражи;
- цеха небольших производств;
- мастерские;
- складские помещения;
- овощехранилища и теплицы.
Конечно же, идеальным вариантом является монтаж жидкостных теплогенераторов в автомастерских. Это позволит не только бесплатно обогревать помещения, но и дополнительно экономить средства на утилизации слитого масла. Тем не менее такая буржуйка будет полезной и в небольшом частном гараже — стоимость отработки значительно дешевле других видов топлива.
Как и любой другой самодельный теплогенератор, печь на отработке имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам этих конструкций относится:
- невысокая стоимость топлива. Отработку можно слить с собственного авто, взять у знакомых или буквально за бесценок покупать на станциях техобслуживания автомобилей;
- высокая теплоотдача, которая способствует быстрому нагреву помещения сразу же после розжига;
- КПД до 90%;
- автономность;
- работа в течение длительного времени при установке объёмных баков с горючим;
- нетребовательность к материалам изготовления;
- возможность оснащения водяным контуром или воздушным теплообменником;
- простота эксплуатации;
- утилизация топлива без опасности загрязнения окружающей среды.
Если говорить о минусах агрегатов, работающих на отработке, то они присущи всем буржуйкам. Во-первых, это низкая теплоёмкость сооружения. Температура в помещении начнёт падать сразу же после угасания пламени. Во-вторых, потребуется установка длинного дымохода, а это значит, что чистить его понадобится намного чаще.
В третьих, раскалённые стенки диффузора и теплообменника не позволяют устанавливать прибор непосредственно в доме — понадобится специальная пристройка. Нельзя не отметить и тот факт, что применение жидкого топлива повышает требования к безопасности эксплуатации — потребуется быть предельно аккуратным и внимательным.
В отверстие вставлю трубку
Через трубку будет капать отработка
Трубку прихватил сваркой
Подрезал трубку
Дальше я работал над системой подачи масла. Для этого взял кусок трубы и приварил его к поддону посредством предварительно подготовленного отверстия. Трубу я заранее подрезал, чтобы струя отработки могла нормально проходить через проем в поддоне.
Это аварийный вентиль и трубка, которая ведет к баку
Провел трубку к баку и поставил вентиль.
Бак для масла
Для изготовления бака я взял баллон от фреона. Можете за копейки купить его на любом СТО либо в пункте приема металла. Главное, чтобы игольчатый вентиль этого баллона был в исправном состоянии. С его помощью в будущем вы сможете точно контролировать объем подаваемого топлива.
Бак для масла
Бак соединил с печкой с помощью шланга. Шланг подключил к вентилю. Сам бак закрепил в перевернутом положении.
Для заливки отработки вырезал в баке отверстие.
Несмотря на то, что сделать своими руками буржуйку, имея чертежи под руками, несложно, это удастся не всем. На первый взгляд схема сборки кажется простой и понятной, но если вы никогда ранее ничего не делали своими руками, то куда выгоднее потратить несколько тысяч рублей и купить буржуйку на отработке в интернете. Ну или попросту заказать у умельцев. Вам останется только докупать масло и посмотреть видео, как правильно эксплуатировать этот агрегат.
Еще один существенный минус – невозможность использования подобной печи в жилых помещениях. Во-первых, она попросту опасна для жилища ввиду своей конструкции. Вы можете практически своими руками спалить дом, так как жилое помещение подразумевает соответствующую внутреннюю отделку (пол из линолеума/ламината/дерева, обои на стенах и т. д.), а буржуйка нагревается до 400-500 градусов.
Плюс к этому, она может взорваться в том случае, если вы используете некачественное масло. Поэтому оставлять без присмотра её ни в коем случае нельзя. Лучше используйте её в тех местах, где она отлично вписывается: гаражи, мастерские, склады и другие подобные помещения с «голыми» стенами и полом.
Существует достаточно большое количество конструкций печек из газового баллона, которые работают на отработанном масле. Рассмотрим самые популярные среди владельцев гаражей модели.
Все предыдущие позиции отвечали на вопрос, как сделать печь на отработке. Рассмотрим, как сделать котёл. Хотя между ними разница незначительная.
Фото | Описание работ |
![]() |
Для этого потребуется кислородный баллон, который разрезается пополам. Он предпочтительнее, чем газовый, потому что у него толщина стенки − 10 мм. |
![]() |
Для котла необходима нижняя часть баллона, куда и будет заливаться масло. То есть, оно будет гореть на дне. |
Инжектор будет изготавливаться из квадратной трубы 50х50 мм, толщина стенки – 3 мм. | |
![]() |
В трубе надо будет сделать несколько отверстий и установить внутрь кислородного баллона. |
![]() |
Конец трубы надо будет отрезать болгаркой под 45°. |
![]() |
К перфорированной трубе надо приварить трубу цельную под углом 90°. |
![]() |
Вот так должно быть всё установлено. |
![]() |
Под горизонтальную трубу в баллоне надо вырезать паз. Он делается для того, чтобы готовый инжектор не смещался относительно своего места. |
![]() |
Вырезанный паз в баллоне. |
![]() |
Инжекторную трубу теперь надо приварить к баллону. Но если придётся что-то делать с котлом, к примеру, чистить его изнутри, то трубу придётся срезать, а после прочистки или ремонта приваривать на место. Поэтому инжектор можно сделать съёмным. К нему приваривается пластина, по форме как изгиб баллона. Крепление пластины с инжектором к котлу будет проводиться двумя болтами через сквозные отверстия. Болт М6 или 8 будет устанавливаться головками изнутри. |
Крышка для котла изготавливается из стального листа толщиною 6−10 мм. Обязательно приваривается по периметру юбка, которая обеспечивает герметичное прижимание. В крышке делается отверстие, закрытое глазком. | |
![]() |
К котлу приваривается сбоку труба диаметром 114 мм. Это будет дымоход. |
![]() |
К горизонтальной части инжекторной трубы подсоединяется шланг от пылесоса, который в данном случае выполняет функции надува. |
Отработанное масло заливается сверху. Поджиг производится керосином или бензином тоже через верх. Посмотрите видео, как собирался этот котёл.
Принцип второй
Возможно ли сделать печь на отработанном масле, свободную от указанных недостатков? Такую, чтобы ее можно было поставить в кухне, и пусть себе греет? Да, возможно, но потрудиться придется посерьезнее, и применить все свое мастерство.
Если приглядеться повнимательнее, то ясно видно, что источник всех опасностей печей на саможоге – резервуар с горящим маслом. Чтобы избавиться от него, нужно испарять и распылять топливо каким-то иным способом. Зоны пиролиза, сгорания и дожигания лучше всего совместить в факеле пламени, чтобы отбор тепла от дымовых газов не нарушал работы печи. И весьма желательно, чтобы печь могла работать на обводненном горючем. Говоря технически, нужна горелка.
В промышленных условиях практически любое топливо сжигают дочиста в форсунках, верхняя поз на рис. Чтобы полное сгорание происходило в факеле, используют двух- и трехступенчатое образование топливовоздушной смеси: сжатый воздух тянет за собой атмосферный, а диафрагма разделяет и завихряет воздушный поток. В форсунке сгорает все, вплоть до льяльных вод судов.
Форсунки для тяжелого топлива и отработки
Для нормальной работы форсунки необходима не только высокая точность изготовления и специальные материалы. Нужен еще целый небольшой цех подготовки топлива: гомогенизатор содержимого топливных танков, его диспергатор в трубопроводах, насосы, фильтры, система подогрева топлива и управляющая всем этим автоматика.
Но для отработки и этого оказывается недостаточно. Виной тому – все те же тяжелые битуминозные составляющие. Форсунку для отработки приходится дополнять жаровым кожухом и камерой дожигания с теплоизоляцией, нижняя поз на рис.
И тем не менее, горелка на отработке, доступная для самостоятельного изготовления, существует. И даже в нескольких ипостасях.
Пламенная чаша
Принцип работы прост – топливо капает в раскаленную чашу, взрывообразно испаряется, вспыхивает и сгорает (поз. А на рис). Сюда же поступает, с наддувом от маломощного вентилятора, атмосферный воздух; при использовании центробежного вентилятора-улитки его необходимо закрутить, для чего в устье воздуховода может быть установлена неподвижная крыльчатка.
Для первоначального разогрева чаши необходим розжиг горелки, поэтому в промышленных условиях пламенная чаша используется редко, но самодельщики с успехом ее применяют. Конструкция обеспечивает почти полное сгорание в непосредственной близости от чаши, поэтому котел на отработке с пламенной чашей получается самым непринужденным образом, что также отмечено на рис.
Пиролиз в пламенной чаше происходит своеобразно: разложение тяжелых фракций обеспечивается не только высокой температурой, но и сложными физико-химическими процессами во взрывающейся капле, существенно отличными от таковых в большом массиве вещества. Собственно, это уже не совсем пиролиз, и чаша в раскаленном состоянии поддерживается не только горением, но и освобождающейся при распаде молекул энергией.
При использовании в качестве топлива отработанного масла все-таки требуется и дожигание вне чаши, для чего в воздуховоде делают отверстия и прорези. Получается нечто вроде камеры сгорания простых печей на отработке, вывернутой наизнанку. Чертеж печи такого типа мощностью около 15 кВт при расходе топлива 1-1,5 л/час, в зависимости от его качества, приведен ниже.
Чертеж печи на отработке с пламенной чашей
Поз. Б на рис. выше – маломощная (до 5 кВт) чаша с пористым огнестойким наполнителем 2. Ее ставят прямо на колосники 1 любой печки, хоть буржуйки. Подача топлива регулируется вентилем 3, а воздух поступает через штатное поддувало 4. Об этой конструкции мы далее поговорим подробнее.
На поз. В высокоэффективное, но сложное в исполнении устройство для полного сжигания любых видов жидкого топлива – горелка Бабингтона, или горелка ББ, или просто горелка Б. Ее основа – полая раскаленная металлическая сфера 1 с отверстиями диаметром 0,2-0,5 мм. По трубке 2 в сферу вдувается воздух, а из топливопровода 6 на нее капает топливо.
У горелки Бабингтона не одна изюминка, как принято считать, а две. Во-первых, так как воздух выдувается из отверстий, горелка ББ устойчиво работает на самом загрязненном горючем. Во-вторых, топливо за счет поверхностного натяжения обволакивает сферу тонкой пленкой, а физхимия в пленках совсем иная, чем в агрегатах вещества.
Есть отдельные науки – физика и химия тонких пленок. Науки сложные, но суть проста: горелка ББ – совершенно бездымная, и ее экологическая чистота практически не зависит ни от состава топлива, ни от режима горения. Поэтому горелку ББ можно безо всякого встраивать в любую печь. Для розжига используют небольшую порцию печного топлива в кольцевом поддончике под сферой.
Обустройство дымохода
Делаю дымоход
Дымоотводящую конструкцию я сделал из 10-сантиметровой трубы. Ничего сверхъестественного – трубу просто приварил к отверстию в центре верхушки корпуса.
Дымоход вывел на улицу к крыше через стену. К стене прикрепил кусок металлического листа для противопожарной защиты. Саму трубу лучше пропускать через стену в специальном огнеупорном стакане.
Тут видно, как труба проходит через стену
Дымоход, вид с улицы
Печка почти готова. Остаются последние штрихи. В дверке нижней камеры я вырезал проем, через который воздух может свободно поступать к поддону и горелке печки.
Проем в верхней дверце оснастил упорными пластинами для дополнительной герметизации.
Приклепал упорные пластины
Для верхней дверки собрал простой замок. В процессе нагревания корпус печки «ведет». Чтобы камера сгорания оставалась герметичной, верхняя дверка должна закрываться максимально надежно. Для этого я и сделал замок.
Простой замок
К стене привинтил несколько кусков металлического уголка.
На прикрученный уголок установил печку. Это и удобно (при необходимости можно будет намного легче проводить ревизию), и функционально (потери тепла в грунт уменьшаются).
Установил печку
О водяных печах
Водяная печь – это совсем не печь с водогрейным контуром. Это печь на тяжелом топливе с форсункой, в факел пламени которой падают капли воды. Мгновенно испаряясь от жара, они разбрызгивают горючее, которое и сгорает.
Люди старшего поколения помнят битумные котлы с водяными форсунками, которые возили с собой дорожники и строители. Топливом служил тот же битум, куски которого клали в плавильную камеру. Ныне водяные печи почти вышли из употребления, а в некоторых странах и запрещены по экологическим соображения. Выхлоп они дают прозрачный, но очень вредный.
Последовательность сборки
Буржуйка на отработанном масле порадует быстрой сборкой. Её можно сварить из остатков старого газового баллона или любой другой металлической ёмкости подходящего диаметра. Также возможна сборка из листового железа с предварительным раскроем, приданием ему нужной формы и сварки. Первая задача – соорудить первичную камеру сгорания. Её диаметр составляет 344 мм, высота – 115 мм. К нижней части приваривается герметичное днище.
Хорошо собранная буржуйка обеспечит хорошую теплоотдачу при достаточно скромном потреблении масла.
Сама печка устанавливается на металлические ножки любой конструкции. В нашем случае они изготавливаются из металлического уголка и имеют высоту 100 мм. Всего ножек четыре – буржуйка на масле (отработке) должна стоять на рабочей поверхности максимально устойчиво, так как внутри неё полыхает жидкое горючее.
Далее нам необходимо сделать крышку, плотно надевающуюся на основную часть первичного бака нашей буржуйки. Она не плоская – это кусок трубы диаметром 352 мм с приваренным к ней круглым листом аналогичного диаметра. В верхней части вырезаются два отверстия – одно диаметром 100 мм, служащее для приварки трубки с отверстиями, а второе диаметром 60 мм, служащее для заправки агрегата отработкой и регулировки подачи воздуха.
Крышку для заправки буржуйки отработкой и регулировки подачи воздуха изготавливаем из металла и садим на заклёпку.
Следующая часть – вертикальная трубка высотой 360 мм и диаметром 100 мм. В ней необходимо просверлить 48 отверстий – 6 рядов по 8 отверстий в каждом, в своеобразном шахматном порядке. Первый ряд отстоит от нижней части трубы на 20 мм, последний – в 55 мм от верха. Диаметр отверстий для подачи в буржуйку вторичного воздуха составляет 9 мм. Здесь будет сгорать отработка, поэтому воздуха нужно много.
Следующий этап изготовления буржуйки на отработке – создание вторичной камеры. Её диаметр составляет 352 мм, для её постройки понадобятся две крышки, верхняя и нижняя. Делаем в обеих крышках отверстия диаметром 100 мм, но не в центре, а в 110 мм от центра (ближе к боковине). К верхней привариваем изнутри стальную перегородку длиной 330 мм и высотой 70 мм.
У нас в руках три части нашей буржуйки:
- Первичная ёмкость со съёмной крышкой и отверстием для заливки отработки.
- Трубка с отверстиями для забора вторичного воздуха.
- Вторичная камера сгорания с патрубком под дымоход.
На окончательном этапе сборки свариваем между собой крышку первичной камеры сгорания (крышка должна оставаться съёмной), трубу с отверстиями и вторичную камеру. Теперь всё готово для проведения испытаний.
Печку делал для обогрева гаража. Водяных батарей у меня в гараже нет, так что я решил, что лучше, чтобы сразу подогревался и циркулировал воздух. Если же у вас есть водяные батареи, то можете отказаться от воздушного теплообменника и просто пустить 4-5 водяных змеевиков через верхнюю камеру, подключив их параллельно.
Вернемся к моему теплообменнику. Его я установил между дымоотводящей трубой и горелкой печки – тут тепла больше всего. К теплообменнику приварил железную пластину. Благодаря ей будет лучше удерживаться пламя. Также она поспособствует распределению огня внутри корпуса печки.
Внутри теплообменника поставил воздушный завихритель. Каких-то инженерных изысков в таком завихрителе нет, зато со своей задачей он справляется на все сто. При работе на максимальной мощности металл корпуса раскаляется до алого цвета, а нагретый выходящий воздух пробивает даже через перчатку. Сам завихритель можете увидеть на фотографии.
Делаю завихритель
Делаю завихритель
Делаю завихритель
Поставил завихритель
Дальше я взял канальный вентилятор и поставил его с одной стороны теплообменника. Кстати, к вентилятору можно подключить термореле для автоматизации. Это позволит самостоятельно устанавливать температуру и экономить ресурсы. Я, например, решил использовать термореле от Autonics – у меня оно просто валялось без дела. Но можно взять и какую-то бюджетную модельку, к примеру, Vemer KLIMA. Его я тоже опробовал, функционирует отлично.
Сделал наддув
Вот что получается
Тепло концентрируется в отсеке топливника.
Как разжигать и останавливать печь?
После множества экспериментов я нашел самый простой и эффективный способ розжига такой печки. Сначала я наливаю в поддон масло. Его не должно быть слишком много. Достаточно, чтобы масло перекрывало дно поддона.
Потом я беру кусок поролона и тщательно смачиваю его бензином или растворителем. Пропитанный поролон кладу в поддон так, чтобы нижняя часть куска погрузилась в масло.
Потом я поджигаю поролон. Он устойчиво горит, даже если тяга становится чересчур сильной. В результате поверхность поддона разогревается до необходимой температуры.
Затем я осторожно открываю вентиль бака с топливом так, чтобы оно начало течь очень тонкой струйкой. Регулируйте подачу отработки максимально осторожно и медленно.
Печка постепенно войдет в рабочий режим. Периодически следите за уровнем отработки в поддоне.
Чтобы остановить такую печку, достаточно попросту перекрыть вентиль на баке с маслом, а потом, когда прекратит течь масло, перекрыть и аварийный вентиль. Печь полностью потухнет в течение 3-5 минут и корпус начнет остывать.
Как чистить печь?
Первая чистка
По ходу работы в горелке, дымоотводящей трубе и поддоне печи будет собираться нагар. Естественно, печку можно чистить только после ее остывания.
При чистке я обычно придерживаюсь следующей последовательности:
- беру пару-тройку горстей чистого песка либо мелкой щебенки и поочередно забрасываю их в выход дымоотводящей трубы со стороны улицы;
- убираю песок или щебенку с сажей из дымоотводящей трубы сквозь верхнюю камеру;
- с помощью прутка смахиваю гарь со стенок горелки печки в нижний поддон;
- достаю сам поддон и вытрушиваю отходы.
Надеюсь, мой опыт станет вам полезен, и вы сможете так же просто, как и я собрать печку на отработанном масле.
Удачной работы!